21 июня один из полицейских начальников заявил, что силы правопорядка будут пресекать ношение галстуков в частных клиниках. Этот чиновник, наверное, не знает, что галстуки носят многие преподаватели в университетах, иначе запрет коснулся бы и их тоже. Помимо запрета на ношение галстуков в частных клиниках, сторонники этой меры заявили, что галстук является символом христианского распятия и воплощает собой западную культуру. Таким образом, надевать галстук в общественных местах, в частности — на работе, запрещается, и эта мера направлена на отражение чуждой культуры и защиту национальных, иранских и исламских норм.
Действия полиции, не говоря уж о законе, вызывают массу вопросов. Даже не касаясь юридической стороны дела, утверждения о том, что галстук является воплощением христианского креста и символом западной культуры и цивилизации — весьма спорны. Но начнём с юридического обоснования решения полиции и поговорим о законности, а точнее сказать — незаконности данного решения. Полиция обязана следить за исполнением законов. Однако, ни один законодательный или исполнительный орган Ирана не давал полиции полномочий пресекать ношение галстука. На основании какой части Конституции, решения парламента или правительства силы правопорядка намерены не допускать ношение галстука в частных клиниках?
А теперь перейдём к обсуждению смысла этой меры с точки зрения «удержания от зла» и «повеления творить добро», о которых твердят блюстители порядка. Во-первых, кто сказал, что галстук символизирует крест и христианство? Если бы это соответствовало действительности, христианские проповедники, священники, Папа Римский и кардиналы,– все носили бы галстуки, чтобы распространять идеи распятия и христианства. Кстати, на Западе галстуки не носят именно служители церкви. Тем не менее, даже если предположить, что эта точка зрения верна и ношение галстука является символом христианства и распятия, разве мусульмане не считают Иисуса Христа (да приветствует Его Аллах!) одним из пророков, выбранным Богом и посланным на землю задолго до появление основателя ислама? Во-вторых, если ликвидировать галстук только потому, что он — атрибут западной культуры, тогда и полицейская униформа на том же основании должна выйти из употребления, поскольку и она сама, и практика её ношения заимствованы у Запада.
Первыми реформами принца Аббаса-Мирзы в первой половине XIX века было создание в Иране современной армии, и именно тогда униформа была привезена в страну западными военными советниками. Если не рассматривать полицейскую униформу как своего рода поклонение перед Западом, тогда обратимся к мужскому костюму, состоящему из пиджака и брюк. К сожалению, эти вещи тоже привезены с Запада. Истинно иранской одеждой являются сюртук, меховая шапка, натанзские штаны, разные племенные и кочевые облачения, габа и так далее. Невозможно даже представить, чтобы полицейские надели на себя традиционную иранскую одежду. Если мы вознамеримся перечислить все до единого символы западной культуры в иранском обществе, то окажется, что она распространилась далеко не только на ношение галстуков. К этому ряду тогда следует отнести и трансляцию европейских футбольных матчей, которую с увлечением смотрят миллионы иранцев с полуночи до утра, а потом продолжают смотреть в офисе, на базаре и, скорее всего, в тех же полицейских участках. К западным символам также надо отнести пиццу, гамбургер, рестораны фаст-фуд, мобильные телефоны, телесериалы и сотни западных американских фильмов, которые показывают по нашему телевидению и в кинотеатрах, интернет и многое другое. Утверждение, что галстук является «распространением зла», и силы правопорядка пресекают его ношение, исходя из «повеления творить добро» и «удержания от зла», — не имеет ни логики, ни оснований. Полиция, действительно, должна удерживать от зла, но кто и на основании какого шариатского или гражданского закона провозгласил галстук злом? Ни одно духовное лицо не издавало такого указания. В народе ношение галстука не является постыдным и не противоречит сложившимся иранским традициям. На самом деле, многие исламистские лидеры с устойчивыми религиозными взглядами носят галстуки. Взять хотя бы Раджаба Тайиба Эрдогана и исламистских лидеров Турции, или Мохаммада Мурси и лидеров «Братьев-мусульман» в Египте и других арабских странах.
Стоит отметить и тот исторический факт, что в самом иранском обществе носили галстуки все сторонники имама Хомейни, не имеющие духовного сана, — такие, как Садек Табатабаи, убитый Чамран, Йазди, ныне покойный первый премьер-министр страны после Исламской революции 1979 года Базарган и все члены правительства, кроме покойного Форухара, убитые министры Раджаи, светские члены Революционного совета, многие члены Совета экспертов и парламента и другие государственные лица. И никогда никто не спрашивал, почему светские революционные лидеры носят галстуки?
Подводя итоги, отметим, что запрет носить галстуки врачам частных клиник не основывается ни на гражданском законе, ни на шариате, ни на принятых культурных нормах. Полицейские должны чётко исполнять закон и следить за его исполнением. Они не могут вводить законы от своего имени и не смеют даже думать о том, чтобы толковать законы кодекса и шариата, основываясь на своих политических взглядах.
Перевод Тарасовой Светланы.