Имя Караваджо настолько притягательно, что заставляет посещать музеи всего мира, где есть его картины. Поэтому находка, представленная вчера в Милане и включающая более 100 рисунков, автором которых считают Караваджо, имеет огромное значение. Рисунки были найдены в фонде, хранившемся в замке Сфорца. Ученые оценили найденную коллекцию в 700 миллионов евро. Агенство печати Ansa сообщило о событии, выпущены две электронные книги в 600 страниц, которые будут распространяться через Amazon.com. Они содержат фотографии рисунков мастера в сравнении с его работами римского периода.
Это открытие, которое еще должно проверяться группой специалистов, является плодом работы двух историков искусства Маурицио Бернарделли Куруз и Адрианы Конкони Федриголли, которые в течение двух лет искали следы присутствия мастера от Караваджо до Милана, в церквях, где он мог бы работать. Их целью было найти работы, которые могли остаться от молодого периода мастера, его первые опыты, когда он складывался как художник. Эти годы до сих пор окутаны тайной.
Рисунки были найдены в фонде Симоне Петерцано. Этот миланский мастер был учеником Тициана. В фонде хранится 1378 рисунков. Среди них много работ учеников мастерской Петерцано, в числе которых был и юный Микеланджело Меризи.
“Невозможно, чтобы Караваджо не оставил никаких свидетельств своей деятельности в период между 1584 и 1588 годами в мастерской художника, который в то время был знаменит и пользовался успехом”, - сказал агенству Ansa Бернарделли Куруз, являющийся артистическим директором музеев Брешии.
Но как можно было угадать руку Караваджо-подростка в этих 100 рисунках? Двое ученых прежде всего попытались определить “геометрический канон”, который лежит в основе изображений первого римского периода художника: от лиц эфебов до картины “Мальчик, укушенный ящерицей”. “Геометрический канон” – это нечто вроде графического ДНК каждого художника. Ученые искали его в рисунках мастерской миланского фонда.
Так пришло открытие: из 100 рисунков “83 не раз повторяются в в зрелых работах мастера”, как объясняют Бернарделли Куруз и Конкони Федриголли, что “доказывает, что молодой художник уехал из Милана, имея каноны, модели, характерные головы и разные возможные стилистические варианты, которые были готовы к использованию в римских картинах”.
Этот же геометрический канон потом вроде бы был обнаружен в некоторых лицах большой росписи Симоне Петерцано в миланской церкви святых Паоло и Барнабы, которую Роберто Лонги определил как “предваряющую картины Караваджо”.
Говорят, “открытие” касается рисунков и картин, а также записки, в которой Караваджо якобы жалуется, “проливая свет на трения и непонимание людей с двумя противоположными темпераментами”. Записка поддерглась каллиграфической экспертизе (хотя и на фотографическом материале), ее сравнили с расписками, данными Караваджо в период с 1605 по 1606 годы. Результат вроде бы положительный: рука та же. Если авторство рисунков будет подтверждено, то находка поможет заполнить некоторые лакуны в биографии великого художника, в частности, пролить свет на период становления в мастерской и на отношения с “покровительницей” Костанцей Сфорца Колонна.
Чарующий проблеск на жизнь и искусство художника ждет подтверждения. “Мы проведем необходимую экспертизу с помощью тщательно отобранной группы специалистов, а пока приглашаем всех относиться к открытию с осторожностью”, - заверил советник по культуре Стефано Боэри.