Прошло уже 50 лет с тех пор, как Шон Коннери снялся в роли лейтенанта-коммандера Джеймса Бонда в «Докторе Ноу» - первом фильме бондианы. С тех пор престиж агента британской разведки, созданного Яном Флемингом, продолжал расти, и Джеймс Бонд стал бессмертной иконой для многих поколений мужчин. В честь празднования золотого юбилея Бонда на киноэкранах вышел новый фильм об агенте 007 под названием «007: координаты Скайфолл», а первый портной Энтони Синклер (Anthony Sinclair) создал коллекцию костюмов, сшитых в том же стиле и из той же ткани, что и костюмы г-на Коннери.
В эти выходные в Барбиканском центре в Лондоне открывается выставка предметов стиля Бонда, включая девушек, оружие, гаджеты, незабываемых мегаломанов и их укрытий, обреченных на уничтожение. Историк моды Бронвин Косгрейв (Bronwyn Cosgrave) и художник по костюмам пяти фильмов о Бонде Линди Хемминг (Lindy Hemming) стали кураторами этой выставки, которая носит название «Образ агента 007: 50 лет стиля Бонда» (Designing 007: Fifty Years of Bond Style). Экспозиция включает в себя предметы стиля Бонда, взятые из 23 фильмов о нем, начиная с декораций в духе модернизма, созданных художником Кеном Адамсом, и заканчивая знаменитым серебристым Aston Martin DB5 (оснащенным ракетными двигателями и катапультируемым сиденьем). «Продюсер Бонда Альберт Брокколи достиг совершеннолетия в старом Голливуде, где такие выдающиеся деятели как Дэвид Селзник создавали свои эпические картины, - говорит г-жа Косгрейв. - Он привнес свой стиль создания кино на Pinewood Studios, в рамках которого только лучшее имело право на существование». Г-жа Косгрейв и г-жа Хемминг провели несколько месяцев, работая в архивах продюсерской компании покойного г-на Брокколи «Eon». Им удалось обнаружить довольно многое, в том числе платье Джейн Сеймур из «Живи и дай умереть», шляпу всеми любимого злодея Одджоба, плащ, который был надет на г-не Коннери во время его визита к М. в «Докторе Ноу», стальные зубы из «Шпиона, который меня любил» и пистолет из «Человека с золотым пистолетом». То, что им не удалось найти, они воссоздали по наброскам и планам или взяли на время у коллекционеров. Но, по словам г-жи Хемминг, именно в первых фильмах о Джеймсе Бонде была заложена безошибочная эстетика – стилистический образец, с которым сравнивались все последующие эпизоды. «Каждая деталь первых фильмов была направлена на то, чтобы удивлять зрителей, воодушевлять и стимулировать их к тому, чтобы жить как он – или, по крайней мере, вести жизнь, которая была бы менее серой, чем жизнь британцев того времени».
Далее г-жа Косгрейв и г-жа Хемминг рассказывают о ключевых элементах стиля Бонда.
Внешний вид Бонда
«Фильмы о Бонде всегда пробуждали амбиции, - говорит г-жа Косгрейв. - Он показывал мужчинам, как нужно было жить тогда, и он показывает мужчинам, как нужно жить сейчас. Всегда будет существовать класс мужчин – миллиардеров или банкиров – которые стремятся жить, как Бонд. Они до сих пор хотят ездить на Aston Martin и носить костюмы, купленные на Савиль-Роу». Частью задачи художника по костюмам является необходимость найти баланс между требованиями к костюму и модой. Как объясняет г-жа Хемминг, главное правило заключается в том, чтобы никогда не одевать на актера то, что не стал бы носить его персонаж. Когда Барбара Бах (в «Шпионе, который меня любит») пожаловалась на крой своих брюк, ей объяснили, что если она наденет брюки, считавшиеся ультрамодными во время съемок, то к моменту выхода фильма на экран они уже выйдут из моды.
Первый смокинг Бонда
«Это был очень простой смокинг с шалевым воротником и шелковыми манжетами – эти детали были взяты из собственного гардероба Флеминга, - рассказывает г-жа Хемминг. - И он, и режиссер Теренс Янг шили одежду у Энтони Синклера, и первоначальный стиль Бонда стал результатом их любви к пошиву одежды. Они оба хорошо понимали характер их персонажа: г-н Флеминг служил в военно-морской разведке, а г-н Янг был командиром танка. Таким образом, люди, которые руководили съемками фильма, на своем личном опыте испытали, каким должен быть их персонаж».
Узнаваемые товары
Первому продюсеру фильмов о Бонде Альберту Брокколи понравилась идея о том, что в его фильмах могут появиться узнаваемые товары. Эта мысль нашла свое отражение не только в том, что художник фильма Кен Адамс использовал современные материалы и модернистскую мебель, но и в появлении в фильмах некоторых известных марок. Г-н Коннери носил часы Rolex, а Пирс Броснан надел дайверские часы Omega, что стало началом долгосрочного сотрудничества с этим производителем часов. Г-жа Хемминг одела г-на Броснана в Brioni. «В начале 90-х годов я просто не могла представить, чтобы Бонд носил костюмы с Савиль-Роу. Я посчитала, что они должны быть более современного кроя, должны быть сшиты из более легких тканей. Нам нужен был более европейский образ».
Женщины Бонда
Женщинами Бонда называют его подруг и врагов или тех, кто был и тем и другим сразу. Солитер, сыгранная Джейн Сеймур в «Живи и дай умереть» 1973 года, оказалась слабой противницей по сравнению с Бэмби и Тампер, которые посмеялись над Бондом и попытались задушить г-на Коннери бедрами в эпизоде «Бриллианты навсегда» 1971 года. Независимо от эпохи Бонд никогда не выходил за рамки прелюдий в спальне. «Постельные сцены были довольно пикантными вначале, но то, что они никогда не переходили в нечто большее, достаточно странно, - говорит г-жа Хемминг. - Однако чтобы добиться таких рейтингов, им нужно было быть именно такими».
Aston Martin DB5
DB5, которую часто называют самой известной машиной в мире, стала раскупаться нарасхват после выхода на экраны «Голдфингер», где Бонд подъезжает к красотке на Aston Martin, чтобы завязать с ней разговор. По мнению г-жи Косгрейв, нет более канонического кадра, чем кадр, где Бонд стоит, облокотившись на эту машину в Альпах. «Он всегда будет ассоциироваться с DB5, - говорит г-жа Хемминг. - Тогда идея спортивной или гоночной машины казалась фантастикой. Люди просто влюбились в нее».
Зрелый возраст
Джордж Лэзенби, возможно, стал забытым Бондом, но в смысле стиля его персонаж стал просто одиозным, надев старинный шотландский церемониальный костюм в эпизоде «На секретной службе Ее Величества». Роджер Мур выглядел еще более комично (Льюис Гилберт, режиссер трех фильмов бондианы с участием г-на Мура, также руководил театром эстрады и был режиссером таких фильмов как «Альфи»). Костюмы стали отражением новых настроений. «Сначала Мур носил традиционные костюмы в духе Савиль-Роу, однако позже он стал надевать более вычурные одежды, - говорит г-жа Косгрейв. - Его брюки стали шире. Он с радостью надевал клоунский костюм, пел на тирольский манер или перелетал от дерева к дереву как Тарзан». Его преемник Тимоти Далтон носил менее официальные костюмы, что стало отражением попытки американизировать Бонда.
Крой Синклера
Костюм Энтони Синклера, который носит Бонд в «Голдфингере», стал одним из самых удачных костюмов агента 007. Фильм вышел на экраны в эпоху, когда мужчины начали уделять внимание стилю и мода лондонской Карнаби-Стрит начала оказывать влияние на силуэт костюма. Как объяснила г-жа Хемминг, костюм г-на Синклера стал результатом модернизации стиля Савиль-Роу. «Этот костюм уже в груди и мягче в плечах. Пиджак стал подчеркивать ширину грудной клетки, а брюки стали более узкими». Что касается г-жи Хемминг, то по ее мнению, классическим Бондом остается персонаж г-на Коннери. «По удачному стечению обстоятельств, его костюм оказался настолько классическим (с некоторым налетом моды того времени), что он до сих пор пользуется популярностью среди мужчин и женщин».
Современный Бонд
Продюсеры искали Бонда с более резкими чертами и похожего на г-на Коннери, когда они обнаружили Дэниела Крейга, который в своем дебютном фильме о Бонде надел смокинг от Тома Форда и плавки La Perla. «Они не прогадали, выбрав Дэниела, - говорит г-жа Хемминг. - Он современный мужчина с хорошими физическими данными. Он не мог бы стать коммандером Бондом на военно-морском флоте середины 20 века, но он мог бы стать коммандером или командос в современных вооруженных силах. Очевидно, людям действительно понравился этот Бонд и то, как его преобразили».