Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Генрих Харрер: Тибет, СС и ЦРУ

Легендарный альпинист, друг и учитель Далай-ламы австриец Генрих Харрер считался национальным героем. Он помалкивал о своем нацистском прошлом, а также - о работе на ЦРУ.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время проведения Франкфуртской книжной ярмарки в конце 1990-х годов за одним из столов сидел не юный блондин, а старичок с растрепанными и торчащими вверх седыми волосами. Спина его была слегка согнута, но рукопожатие оставалось крепким, как это обычно бывает у альпинистов. Это был Генрих Харрер, и ему тогда было 85 лет. На лице его была мягкая улыбка, почти как у его давнишнего друга Далай-ламы.

Этот человек, естественно, был совсем не похож на Брэда Питта. Во время проведения Франкфуртской книжной ярмарки в конце 1990-х годов за одним из столов сидел не юный блондин, а старичок с растрепанными и торчащими вверх седыми волосами. Он был очень похож на Магистра Йода. Спина его была слегка согнута, но рукопожатие оставалось крепким, как это обычно бывает у альпинистов. Зато это был настоящий Генрих Харрер (Heinrich Harrer), и ему тогда было 85 лет. На лице его была мягкая улыбка, почти как у его давнишнего друга Далай-ламы.

Если честно, то большую часть нашего с ним разговора я благополучно забыл. Но осталось чувство восхищения после пространных рассказов о северной стене Эйгера, о годах, проведенных в Тибете, об экспедиции в Папуа и Борнео, и при этом он оставался совершенно спокойным – он просто рассказывал о том, что ему довелось пережить. Конечно, ему понравился фильм «Семь лет в Тибете» с Брэдом Питтом в главной роли. Одновременно этот фильм стал причиной проведения дополнительных расследований, а также обвинений, и в результате, шаг за шагом, выяснилось нацистское прошлое известного альпиниста.

Карина (Carina), третья жена Харрера, выпустила к его 100-летнему юбилею книгу воспоминаний, в которой эта 90-летняя женщина рассказывает, в том числе, и о посещении Брэдом Питтом их дома в Хюттенберге, Каринтия. В то время американской кинозвезде было 33 года, и он вынужден был ночевать в какой-то казарме, так как перед всеми гостиницами в городе его ожидали толпы поклонников. Питт – это правильный выбор, сказал тогда Харрер, «только я был намного красивее». Его вдова теперь лукаво признает, что это - неправда, и что он не был особенно красивым - «даже в свои лучшие годы».

Читайте также: Кремлевский летчик Матиас Руст начинает новую карьеру

Харрер родился 100 лет назад, и в юности увлекался несколькими видами спорта - был чемпионом Австрии по гольфу, великолепным горнолыжником, и даже должен был принять участие в Олимпийских играх 1936 года. Живой легендой Харрер стал летом 1938 года. 21 июля он вместе с Фрицем Каспареком (Fritz Kasparek) совершил восхождение по северной стене Эйгера, что до них не удавалось сделать никому. Многочисленные попытки совершить восхождение по этому маршруту были неудачными, и многие альпинисты погибли. Эта исключительно крутая стена высотой 1650 метров считалась недостижимой вершиной Альп. У Харрера вообще не было никаких «кошек», а у Каспарека они были не самого высокого качества. На следующий день - между вторым и третьим ледяным полем - они встретили двух немцев – Андерла Хекмайера (Anderl Heckmair) и Людвига Ферга (Ludwig Voerg). Помогая друг другу, они смогли вместе пережить сход лавины и продолжили восхождение уже вчетвером.

Погодные условия были плохими, и, тем не менее, в ночь на 24 июля они достигли вершины. Покорение северной стены вызвало восторг и ликование, а также было использовано политической пропагандой. Гитлер принял у себя альпинистов и дал указание использовать это событие максимально - по всем возможным каналам. Тем не менее, само восхождение остается блестящим достижением в истории альпинизма.

В 1939 году Харрер принял участие в исследовательской экспедиции в район Нангапарбат, но был арестован на севере Индии и направлен в один из британских лагерей для военнопленных.

Также по теме: Имперское правительство бех рейха


Семь лет в Тибете


Так или иначе, эта история была исключительно популярной в Германии и Австрии. Книга Харрера «Семь лет в Тибете» (Sieben Jahre in Tibet), вышедшая в свет в 1953 году, была практически в каждом доме. Несколько раз Харрер пытался бежать из лагеря, и в апреле 1944 года это ему удалось. После этого началось совершенно немыслимое путешествие. Харрер и Петер Ауфшнайтер (Peter Aufschnaiter) прошли пешком более 2 тысяч километров через Гималаи - передвигались они преимущественно ночью в очень сложных погодных условиях. Они преодолели 50 перевалов, которые были расположены на высоте 5 тысяч метров или еще выше. Их целью был Тибет.

В середине января 1946 года оба дошли до города Лхаса. Они поселились там и начали работать в «закрытом» в то время городе. Харрер стал преподавать английский язык, а также математику и, кроме того, быстро выучил тибетский язык. Через некоторое время он встретился  с родившимся в 1935 году Далай-ламой и в определенном смысле стал его учителем. Он был свидетелем первого нападения коммунистического Китая на Тибет. Началась многолетняя дружба, сохранившаяся и после того, как Харрер в 1952 году вернулся в Европу. Как раз недавно Далай-лама посетил Тибетский центр в Хюттенберге и при этом заявил, что Харрер научил его демократии.

Эта фраза вызвала недоумение у критиков Харрера. Дело в том, что с демократическим мышлением у Харрера в 1930-е и 1940-е годы было далеко не все в порядке. Уже в октябре 1933 года этот альпинист вступил в штурмовые отряды СА, которые в то время на территории демократической Австрии действовали в подполье. Вообще правые убеждения и антисемитизм были очень широко распространены в альпинистских союзах Австрии.



Читайте также: Преступления Третьего Рейха - Суд отклонил требования Рима

Членство в СС

В марте 1938 года произошел так называемый «аншлюс», то есть присоединение Австрии к «третьему рейху». Еще до своего восхождения на Эйгер Харрер стал членом СС и НСДАП, а затем работал спортивным инструктором СС в звании обершарфюрера СС. К числу его поклонников и покровителей относился Генрих Гиммлер. Центральное административное управление СС составило специальное досье с материалами о нем, в котором было 80 страниц.

Все это позднее Харрер скрывал. В его книгах об этом нет ни слова, и в его репортажах для телевидения, которые он делал из разных частей света, он никогда об этом не говорил. Харрер участвовал в длительных экспедициях, и это вызывало всеобщее восхищение и поклонение.

Только в 1996 году, накануне выхода фильма «Семь лет в Тибете», стали появляться новые документы, и постепенно, отвечая на многочисленные вопросы, Харрер признал, что он был национал-социалистом. Писатель и журналист Геральд Ленер (Gerald Lehner) обнаружил в американских архивах его членские билеты. Харрер был возмущен, говорил о юношеской глупости, о давлении, о самой большой ошибке в своей жизни. В Соединенных Штатах было опубликовано несколько критических статей, после чего Брэд Питт попросил переделать диалоги в фильме «Семь лет в Тибете», и, кроме того, в картину были вставлены сцены с Харрером на фоне знамен со свастикой.

Также по теме: Как во времена ГДР


Был ли он просто наивным?


Его супруга Карина Харрер пишет теперь, что он, в принципе, был аполитичным человеком, плохо разбирался в политике, и нацисты его просто использовали. По ее мнению, он вступил в СС, потому что хотел и должен был тренировать эсэсовскую команду. «На мой взгляд, Генрих был просто безумно наивным человеком, в его жизни не было зла, поскольку он вырос в очень гармоничной среде». Но и эти слова также звучат наивно.

Геральд Ленер, написавший книгу о коричневом прошлом Харрера, недавно обнаружил новые документы. В начале 1950-х годов Харрер, по всей видимости, направлял в ЦРУ донесения о Далай-ламе. С 1950 года этот 15-летний монах уже считался светским правителем Тибета, однако вскоре он вынужден был в первый раз бежать в Индию - вместе с Харрером. После этого Далай-лама вернулся, а затем уже окончательно оказался в эмиграции.

В одной из депеш 1951 года, направленной американским посольством в Вашингтон, говорится: «Генрих Харрер по заданию официальных американских представителей в Индии успешно выполнил несколько секретных заданий в отношении Далай-ламы. Судя по всему, он пользуется доверием Далай-ламы». Другие документы подтверждают факт, что Харрер отправлял американцам детальные сообщения о Далай-ламе и его борьбе против Китая.

Активная деятельность ЦРУ в Тибете против Китая с помощью денег, боевого обучения и поставок оружия началась только в 1956 году. Недавно в немецких средствах массовой информации были опубликованы сообщения о том, что Далай-лама имел более близкие отношения с американской секретной службой, чем было известно ранее, и это проливает свет на мирную миссию главы этого руководителя.

Читайте также: Как тройной агент одурачил ЦРУ

Критика и похвалы в адрес Харрера

Ленер обвиняет Харрера в том, что он сам ничего не признал из своего прошлого. По его мнению, отношение к австрийскому национальному герою и сегодня продолжает оставаться неадекватным. Автор книги указывает на ту «наглость, с которой Харрер использовал равнодушное отношение австрийцев к истории». Как и в случае с некоторыми известными немцами, о членстве которых в НСДАП или СС недавно стало известно, и в этом деле использовалась любая возможность для сокрытия фактов и введения в заблуждение. В январе 2006 года Генрих Харрер умер – в возрасте 93 лет.

Его книга «Семь лет в Тибете», ставшая популярной во всем мире, затушевывает многие события. Тем не менее, ее не обязательно следует считать лживой. Она продолжает оставаться блестящей приключенческой книгой, и сегодня ее, несомненно, стоит прочитать. Его книга о северной стене Эйгера «Белый паук» также стала классикой жанра.

Кинематографист еврейского происхождения Клод Ланцман (Claude Lanzmann), к примеру, восхищается Харрером. Когда в одном из интервью его спросили об эсэсовском прошлом австрийского альпиниста, он ответил так: «Для меня Харрер, в первую очередь, является покорителем северной стены Эйгера. Это понятно? Я вспоминаю об исключительно симпатичном человеке, который был домашним учителем Далай-ламы. Насколько я могу судить, он не научил его ничему варварскому. Если, конечно, вы не считаете варваром Далай-ламу».