Парламент Украины во вторник принял закон, предоставляющий официальный статус русскому языку в регионах, где он является родным, как минимум, для 10% жителей. У русского языка такой статус будет в 13-ти из 27-ми территориальных единиц, в том числе - и в столице Киеве.
«Об украинском языке в городах можно будет забыть», - предупреждали оппозиционные политики перед принятием закона в первом чтении в начале июня. В городах, где, по меньшей мере, десятая часть жителей считает русский язык своим родным, уже нельзя будет говорить об обязательном использовании украинского языка в государственных, муниципальных учреждениях, СМИ и вузах.
Такой же статус можно предоставить и другим языкам, которые соответствуют определенным в законе критериям. Но не статус армянского, белорусского, немецкого, греческого или татарского языков заботит правящую Партию регионов, которая продвигала этот закон, а также президента Виктора Януковича, который обещал добиться его принятия до конца июня.
Игра с котятами
Во вторник все прошло, как спецоперация: депутатам парламента внезапно сообщили, что сейчас состоится голосование по законопроекту, который вовсе не был включен в повестку дня, и пока возмущенные представители оппозиции пытались не допустить голосования, большинство парламента закон поддержало. Из присутствовавших 360 депутатов 118 даже не смогли проголосовать. «Наслаждайтесь красотой игры – мы справились с ними, как с котятами», - хвалился после голосования заместитель председателя Партии регионов Михаил Чечетов.
Читайте также: Политики остались с интересом, украинцы - с языком
Операция была проведена более ловко, чем 24 мая, когда попытка принять законопроект в первом чтении, вызвала массовую драку в зале парламента. Однако, 5 июня это удалось, хотя и с беспорядками и протестами оппозиции. Контролируемые Кремлем СМИ комментировали это событие как «победу в бою, но не в войне». Теперь предоставление русскому языку официального статуса они обоснованно могут считать победой в войне за возвращение Украины.
В отличие от оппозиционных депутатов, для Кремля голосование вряд ли было неожиданным. Днем ранее руководитель администрации президента Владимира Путина Сергей Иванов заявил в Киеве, что принятие закона «пойдет на пользу государству и его гражданам». Голосование во вторник выглядит также как согласие со сказанным премьер-министром России Дмитрием Медведевым во время визита в Украину на прошлой неделе: Украине не удастся избежать возвращения в объятия Москвы - «рано или поздно обоим государствам надо будет ответить на вопрос об интеграции».
Экономические отношения между Москвой и Киевом остаются напряженными (например, во время встречи с Медведевым Янукович заявил, что хотел бы обсудить также "газовый вопрос", но конкретного ответа не получил), и в этом смысле президент Украины своей заботой об «экономическом суверенитете» не отличается от других лидеров бывшего СССР. Никто не хочет отдавать ухваченное другому. Однако получение официального статуса для русского языка в долгосрочной перспективе - даже более важно для укрепления влияния России, чем нынешний контроль над экономикой. Национальный раскол и радикализация общества из-за статуса русского языка - результат, угодный Кремлю.
В этом смысле в роли «котенка» - сам Янукович и его промосковская партия, нахождение которой у власти и наличие экономических рычагов зависит от русскоязычных, которые на Украине живут в более интенсивном информационном пространстве, чем в некоторых других странах. В октябре должны состояться парламентские выборы. Принятием нового языкового закона партия Януковича закрепляет шансы остаться у власти. Однако оппозиция и говорящая на украинском языке часть общества считают этот закон серьезной угрозой государственному суверенитету. В знак протеста против принятия закона ушел с должности председателя парламента Владимир Литвин, который формально должен был утвердить принятый закон, чтобы его можно было передать президенту. Теперь Янукович говорит, что еще подумает, подписывать ли его, принимая во внимание нестабильность, которую это может вызвать в государстве.
Также по теме: Верховная рада приняла скандальный закон о языках
В Латвии – без самодеятельности
Для предоставления русскому языку статуса второго государственного языка на Украине нужно было бы менять Конституцию, для чего необходима поддержка двух третей парламента. Такого перевеса у промосковских сил нет. Поэтому принятый парламентом закон, для которого требуется простое большинство, является выходом "через черный ход".
Кремль не может надеяться на аналогичные решения в Латвии. Не получилось изменить Конституцию в результате референдума в феврале, чтобы установить для русского языка статус второго государственного языка. «Победой в бою» для Кремля и дружественных ему местных политических сил была бы такая пропорция голосов «за» и «против», которая в дальнейшем позволяла бы говорить о «значительной поддержке» второму государственному языку. Но граждане Латвии это намерение отвергли очень убедительно. Москве и ее «Центру согласия» (ЦС) пришлось считать победой лишь то, что референдум удалось организовать.
Необходимо напомнить, что и это удалось только потому, что к кампании по сбору подписей открыто подключился ЦС и его лидер, мэр Риги и любитель котов Нил Ушаков, который подписался за проведение референдума. (Его подпись «как частного лица» при том, что «как политик и должностное лицо» он - якобы, против второго государственного языка, наверное, надо считать красивой игрой с местными котятами, по меркам Кремля).
Читайте также: Трудное положение русского языка на Украине
Происходящее сейчас на Украине является, во-первых, напоминанием о том, что попытки смены статуса государственного языка в Латвии - это вовсе не самодеятельная инициатива неких граждан, замученных проблемой самоуважения. Русский язык для Кремля – это оружие глобальной экспансии, используемое им по всему фронту, а особенно - в странах, которые он по-прежнему продолжает считать «исторической» территорией Российской империи.
Во-вторых, наивна и опасна сама затея «взять в правительство» прокремлевских политиков в надежде «интегрировать» их и способствовать таким образом интеграции общества. Их лояльность «центру» по серьезным вопросам имперской политики всегда останется нерушимой, а этнически расколотое общество останется обязательным предварительным условием для достижения этих целей. Эти вопросы с возвращением Путина в Кремль стали краеугольным камнем внешней политики России. Подъем русского языка на Украине почти до статуса государственного – это его первая большая победа на «постсоветском пространстве» после возвращения на трон. К сожалению, мы не можем надеяться на то, что не будет других попыток достичь другие цели.