Я люблю упрямых режиссеров. Алексей Герман относится к элите этой «категории». За долгие 45 лет творческой карьеры он завершает только шестую картину «Трудно быть богом» - версию ставшего сегодня классикой романа братьев Стругацких. В этом году одноименный документальный фильм о съемках картины был представлен на фестивале в Карловых Варах в категории документального кино. Поскольку за этим фильмом стоит одна из самых интересных персон современного российского документального кино - Павел Костомаров - то от такого "тандема" (Герман и Костомаров), я ожидал многого.
Костомаров считается выдающимся российским кинооператором, уважение не только профессионалов он заработал после съемок документального фильма лучшего российского документалиста Сергея Лозницы. Его второй игровой фильм «В тумане» в этом году также показывают в Карловых Варах. Правда, Лозница в своих игровых фильмах отдал камеру гениального румынскому оператору Олегу Муту, внесшему огромный вклад в мировой успех румынского кино.
Костомаров, конечно, заслуживает не меньшего внимания. Над своими документальными фильмами, за исключением эксперимента «Я тебя люблю», он всегда работал вместе со швейцарским режиссером Антуаном Каттеном (Antoine Cattin). Оригинальность формы в этих фильмах соединяется с фиксацией настроений в российском обществе в наши дни. И хотя «Трудно быть богом» - первый проект, который в большей степени был в руках Каттина, это - опять самостоятельное произведение, которое может быть чем угодно, только не просто фильмом о фильме.
Уже начальные титры картины говорят о том, что речь идет о первом кинопроекте Германа, который немного затормозило советское вторжение. Таким образом, фильм, съемки которого продолжаются, имеет уже почти 50-летнюю историю. Но и без учета этой паузы картина создавалась более 10-ти лет. Каттен и Костомаров несколько лет наблюдали за работой съемочной группы Германа. В титрах иронично отмечено, что съемки Германа в Чехии были вторым русским вторжением. Но характер фильма, как и свидетели из Клатовской области, говорят о том, что преувеличение здесь только частичное.
Территория вокруг замка Швигов была заполнена русскими киношниками, а подземелье замка – тоннами песка. Говорят, смотритель замка до сих пор вспоминает, как наблюдал за роившимися группами пьяных русских и изуродованных детей (создатели фильма привезли их на съемки) и недоумевал о том, что, собственно, происходит. Но довольно сплетен. Эта история хорошо иллюстрирует величие Германа.
Документальный фильм, по сути, состоит из трех типов сцен. Это показ того, как Герман ведет себя на работе; черно-белые кадры, сделанные камерами самого Германа, под звуки зачитываемых пассажей из произведения братьев Стругацких; и интервью Германа.
На основании отлично подобранного материала, который отбирался в соответствии с правилом, что в каждом кадре должна чувствоваться энергия, картина представляет собой уникальный взгляд на творческие методы выдающегося режиссера, исповедь о сути режиссерской работы (которую точно выражает название «Трудно быть Богом»), а также заметки о русском менталитете, российском обществе и о политических настроениях.
Герман вместе со своей женой, автором сценария, терроризируют актеров и съемочную группу, отчасти - по делу, потому что половина из них - вечно пьяные, отчасти просто потому, что никто не может соответствовать максималистским запросам авторов.
К тому же сам режиссер – человек настроения. Он, например, может разозлиться, собраться утром и, не сказав ни слова, улететь в Петербург. Невероятно напряженная атмосфера в закрытых темницах подземелья замка, хаос и вечные ссоры, споры и крик дают хорошее представление об атмосфере самого фильма: мрачная картина жизни на другой планете, фаза развития которой сравнима с Европой XIII века.
Эта политическая аллегория о наступлении тоталитаризма созвучна настроениям современного российского общества, как его рисует сам Герман. Движение к тоталитаризму, по его словам, сегодня не грозит на западе Европы, но в России это может стать реальной проблемой. В свете демократических воззрений режиссера интересно наблюдать за его подходом к работе: он демонстрирует те же притязания на власть, что и поведение политиков, которых он критикует.