Проведенные опросы показывают: политики тоже не прочь покурить травку. Возможно, поэтому так сложно для партий занять ясную позицию по вопросу о наркотиках. Не подлежит сомнению одно – марихуана случайно стала нелегальным наркотиком.
Проходящие в настоящее время дебаты о том, можно ли безнаказанно иметь при себе 15 грамм марихуаны, как раньше, или в будущем только шесть граммов – вот пример лишенных смысла политических действий. В таком случае клиенты просто будут чаще ее покупать. Может быть, после этого в берлинских магазинах можно будет приобрести только две бутылки шнапса – в любом случае, такого рода мера была бы столь же гениальной. Было бы разумным, если в Берлине можно было безнаказанно отменять только каждое третье открытие аэропорта.
Такая мера могла бы принести результат.
Исследовательская компания FORSA провела опрос относительно потребления травки в Берлине. Из него следует, что 34% представителей взрослого населения города хотя бы раз в жизни выкурили косячок. Был также проведен анализ с точки зрения партийной принадлежности. Как и ожидалось, больше всего травку любят сторонники «зеленых» и «пиратов» – половина их электората занимается этим сейчас или делала это раньше. Но меня поражает тот факт, что сторонники ХДС чаще курят косячки, чем люди, поддерживающие социал-демократов: для ХДС это - 29%, а для СДПГ – только 25%.
С помощью марихуаны можно объяснить, как функционирует политика. Многие избиратели покуривают коноплю. Это стало распространенным явлением, что можно было наблюдать и во время коллективных просмотров (public viewing) матчей Чемпионата Европы по футболу. Многие поддерживают легализацию. Одновременно существует большая группа людей, которые выступают за самое жесткое преследование и даже запрет – в Берлине они составляют 28%. Запрещать или разрешать – какую бы позицию ни занимала партия, в любом случае она испортит отношения с большим количеством избирателей. Зеленым не хватает мужества бороться за легализацию, а у ХДС не хватает мужества выступить за запрет. Поэтому на надпартийной основе и было принято паллиативное решение – теперь это по-настоящему не запрещено, но и не разрешено. И это всех устраивает. Тем не менее мне бы хотелось, чтобы время от времени, как раньше, проводились дебаты, в которых партии выступали бы за то, что они считают правильным, даже если их за это кое-кто и не будет любить.
Тот факт, что марихуана наполовину запрещена, а табак имеет легальный статус, объясняется случайностью. Испанцы в 1518 году привезли из Америки табак, а конопля была доставлена в Европу намного позже и поначалу считалась лекарством, а затем - наркотиком для черных. Поэтому табак в течение нескольких веков смог занять прочное место в жизни общества, прежде чем были обнаружены его вредные свойства. С точки зрения воздействия на здоровье, курение марихуаны связано с меньшим риском, что не означает, что оно вообще безвредно. В обществе, в котором было бы разрешено только то, что в любых дозах совершенно безвредно, были бы запрещены многие вещи – автомобильные гонки, бокс, альпинизм, употребление вина, компьютерные игры, секс, езда на велосипеде, шоколад и мармеладные мишки. Понятно, что от некоторых из перечисленных вещей даже самые ярые противники марихуаны не хотели бы отказаться.