Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Архивы: Бонапарт объявил войну России

© CC0 / Public DomainНаполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло, Поль Деларош
Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло, Поль Деларош
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера к нам в столицу отовсюду поступали известия о международных делах, важность которых велика, как никогда. Между Францией и Россией начались военные действия… Официальный Париж, наконец, открыто заявил о том, что он начинает войну против России.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАН В БРИТАНСКОЙ ГАЗЕТЕ The Times 10 июля 1812 г.

В приведенной ниже статье газета The Times впервые упоминает о начале войны между Францией и Россией – Отечественной войны 1812 года.

Среди причин войны корреспондент газеты называет следующие: 1) нежелание России продолжать континентальную блокаду Англии, что противоречило положениям Тильзитского договора; и 2) нота протеста России, направленная против оккупации французскими войсками герцогства Ольденбургского, в результате которой принц Ольденбургский (родственник царя Александра I – двоюродный брат русской императрицы Екатерины II) был лишен престола.

Тильзитский договор был подписан между Россией и Францией после поражения русских войск в битве под Фридландом (1807 г). По условиям договора, Россия была обязана, кроме всего прочего, присоединиться к континентальной блокаде Англии. Однако в результате этого по российской торговле был нанесен удар, отчего пострадали русские землевладельцы, купцы и, как следствие, - государственные финансы России, поскольку, в частности, сократились объемы экспорта российского хлеба – Россия “обрекла себя и свою империю на страдания”.

Читайте также: Конец наполеоновской авантюры

Русское правительство было вынуждено принять меры для защиты своей экономики. В 1810 году оно ввело свободную торговлю с нейтральными странами (что позволяло России торговать с Великобританией через посредников) и повысило таможенные ставки на ввозившиеся предметы роскоши и вина, то есть - как раз на предметы французского экспорта.

Кроме того, в статье упоминается франко-австрийский военный союз, направленный против России.

[The Times, пятница, 10 июля 1812 г.]

 


Вчера к нам в столицу отовсюду поступали известия о международных делах, важность которых велика, как никогда. Между Францией и Россией начались военные действия…  

(…)


Официальный Париж, наконец, открыто заявил о том, что он начинает войну против России. Основания, на которых Франция начала военные действия, содержатся в двух документах: обращении верховного канцлера к Сенату и в докладе министра иностранных дел. Оба документа кратки и недвусмысленны.

Все дело в том, что Россия, поддавшись в какой-то момент страху и потому связав себя Тильзитским договором, обрекла себя и свою империю на страдания, которые она же, руководимая человеколюбием, была просто обязана смягчить, поскольку Бонапарт вовсе не был склонен эти страдания умерить. А поскольку [Бонапарту] не было никакого дела до бедственного положения российских подданных, как, впрочем, и подданных любого другого государства, то он сей же час вознамерился покарать императора Александра и развязать против него войну в наказание за отход от условий Тильзитского мира – именно так развивались предшествующие события.

Также по теме: Россия празднует победу над Наполеоном огнем и пушечными выстрелами

Совершенно очевидно, что Россия вовсе не спешила возобновлять военные действия и тем самым навлекать на себя несчастья. Этот вывод проистекает из того, как Россия до начала нынешней войны отреагировала на те бедствия, которые выпали на долю родственника [российского] императора и союзника [России] герцога Ольденбургского, коего Бонапарт лишил всех владений: в этой ситуации Россия всего лишь выразила свой протест. И вот, только сейчас, когда прошло уже больше года после его обнародования, именно этот безобидный протест против одного из самых вопиющих проявлений бесчеловечности и несправедливости был расценен [французской стороной] как оскорбление.


В докладе французского министра иностранных дел Россия обвиняется в том, что она не пришла на помощь Франции в боевых действиях против Австрии. В то же время Австрия отблагодарила ее следующим образом: она решила выставить против России под командование Франции тридцатитысячный корпус – силы, правда, небольшие, да и роль их не будет решающей. Упомянутое [франко-австрийское] соглашение свидетельствует, скорее, об униженном положении Австрии, нежели о ее радостном желании оказывать содействие. Кроме того, нам известно о том, что Бонапарт заключил договор с прусским королем.