Примерно три недели назад русских обвинили в том, что они, якобы, отправили в Тартус два больших десантных корабля с морской пехотой на борту. Тревога оказалась ложной: один из кораблей, о которых трубили СМИ, даже не покидал порт, а второй выполнял обычную учебную задачу в Черном море и через несколько дней без всякого шума вернулся на базу. Хмыканье и многозначительное бормотание продолжались несколько дней, ряд видных консерваторов успели - на пустом месте - гневно обвинить во всем Барака Обаму, но потом все успокоились, и ситуация опять нормализовалась.
Я с самого начала с крайним скепсисом отнесся к этой новости. Не потому, что я верю в моральное совершенство российского правительства – несмотря на свои заявления о «суверенитете», Москва сама охотно вмешивается во внутренние дела других стран, - а потому, что вся эта история была основана на информации из одного анонимного источника; потому, что эскалация конфликта явно не соответствовала национальным интересам России; потому, что вмешательство в сирийские события столь же явно шло бы вразрез со всеми предыдущими дипломатическими усилиями России.
Нынешняя ситуация выглядит еще более странной и непонятной, причем - на несколько порядков. Россия в последнее время склонялась в антиасадовском направлении. Она заявляла, что намерена прекратить поставки оружия, и проводила переговоры с Сирийским национальным советом. Хотя прекращение оружейных поставок пока не подтверждено, если оно состоится, это станет серьезной переменой в позиции правительства, которое неоднократно и громко заявляло, что в этих поставках нет ничего дурного.
Читайте также: Экс-посол ФРГ в Москве - Запад не понимает позиции России по Сирии
И вдруг тогда, когда Россия пошла на уступки, СМИ начали сообщать о том, что Москва отправляет в Сирию целую флотилию кораблей. Так как все эти сообщения, по-видимому, основаны на информации «Интерфакса», который, в свою очередь, цитирует некий безымянный «военно-дипломатический» источник, и так как с прошлым сюжетом об отправке российских кораблей в Сирию «Интерфакс» изрядно напортачил, к данной новости имело бы смысл отнестись с некоторой осторожностью. Перед тем, как начать возмущаться, я хотел бы увидеть подтверждение (от русских, от прессы, от американского правительства, хоть от кого-нибудь) того, что эти корабли на самом деле идут именно в Сирию.
Если предположить, что русские действительно посылают в Сирию свою флотилию, то что именно они отправили? В разных сообщениях - разные сведения, но, в общем и целом, речь, предположительно, идет о следующих кораблях: о большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко», о сторожевых кораблях «Ярослав Мудрый» и «Сметливый» и о трех больших десантных кораблях с морской пехотой. Следует отметить, что эти десантные корабли, названия которых не фигурируют ни в одном из сообщений, - это явно не десантные корабли Черноморского флота, оказавшиеся в центре июньского скандала, а совсем другие корабли из состава Северного флота.
По американским стандартам такая группировка выглядит не слишком впечатляющей. Однако, по заметно снизившимся стандартам российских военно-морских операций, это - довольно значительные силы. «Адмирал Чабаненко» и «Ярослав Мудрый» считаются одними из самых новых и боеспособных кораблей российского флота – они вступили в строй в 1999 и 2009 годах соответственно. С другой стороны, «Сметливый» - это настоящая древность. Он впервые вступил в строй еще в 1969 году, и, честно говоря, удивительно, что он все еще используется.
Также по теме: Размышляя о возможном сунитском режиме в Сирии
Ситуацию делает еще более странной то обстоятельство, что большей части этих кораблей («Адмиралу Чабаненко» и трем десантным кораблям) потребуется несколько месяцев, чтобы достичь Сирии, так как выходят они из Североморска. Это означает, что даже не к берегам Сирии, а просто в Средиземное море они смогут попасть только крайне долгим и кружным путем. Если учесть, что обстановка в Сирии быстро меняется, а непрочность режима Асада продолжает нарастать, вполне возможно, что к тому моменту, как российские корабли придут в Тартус, Асад уже будет смещен. Если бы Россия всерьез хотела предоставить своему сирийскому союзнику поддержку своим флотом или провести некую операцию по эвакуации, использовать для этого корабли Северного флота было бы крайне неразумно: у русских есть флот намного ближе - на Черном море, - и его корабли могут оказаться на месте за считанные дни. Убедительность июньской истории придавал, в частности, тот факт, что два корабля, о которых шла речь, базировались как раз на Черном море и в случае необходимости могли дойти до Сирии меньше, чем за неделю.
Итак, что же происходит на самом деле? Для начала оговорюсь, что лично я нахожу отправку любых российских вооруженных сил в окрестности Сирии глупым и неоправданным шагом. В остальном же, по-моему, очевидно, что у российских кораблей нет никаких срочных задач, так как большая часть группировки не сможет прибыть на место раньше конца сентября или начала октября. А так как ни один из кораблей, о которых идет речь, не предназначен для поддержки наземных операций – это сравнительно маленькие сторожевые и противолодочные корабли, служащие для противодействия подводным лодкам и торпедным катерам, - трудно понять, как они могли бы сыграть какую-либо роль во все более кровавой сирийской гражданской войне, даже если бы это и было их целью.*
Читайте также: Москва - поддержка сирийской оппозиции пакт с «Аль-Кайдой»
Я бы предположил, что на самом деле имеет место типично российская и весьма неуклюжая попытка продемонстрировать свой флаг и дать понять Западу и остальным игрокам с интересами в Сирии: «Мы здесь, нас нельзя сбрасывать со счетов, и наше мнение следует принимать во внимание». Я бы порекомендовал Москве сэкономить время, силы и деньги и просто выпустить пресс-релиз, но меня, в общем-то, не спрашивают. Так как Россия недавно предприняла ряд шагов, которые будут вполне обосновано восприняты как направленные против Асада, мне кажется вполне возможным, что российские оборонные круги (тесно связанные с сирийской армией) хотят добиться того, чтобы позиция России не выглядела чересчур слабой или соглашательской. Таким образом, хотя этот шаг станет очередным звеном длинной цепи российских катастроф в области пиара, его влияние на реальный мир будет столь незначительным, что его можно не учитывать. Хотя Россия способна играть блокирующую роль и не позволять западным странам получить санкцию ООН на военное вмешательство, на обстановку в самой Сирии она влиять практически не может. И отправка флотилии из старых транспортов и нескольких противолодочных кораблей в Тартус ситуацию не изменит.
* Безусловно, на десантных кораблях находится контингент морской пехоты, но что может сделать 1000 человек в случае полномасштабной гражданской войны? Русских не всегда можно назвать самыми здравомыслящими людьми на свете, однако отправлять 1000 солдат без воздушной поддержки в такое место, как Сирия, было бы глупостью и безответственностью практически самоубийственного уровня.