В 1978-1979 годах сопротивление шахскому строю достигло своего апогея и в конце концов вылилось в народную победу монархии Пехлеви в Иране. В то время тоже все издания, печать и СМИ были под властью правительства и все сообщения и отчёты только пройдя цензуру становились известными общественности. Тогда не было ни виртуального пространства, ни электронной почты, ни Facebook, ни Twitter, ни Google+ и всего прочего, ни разнообразных спутниковых телеканалов. У некоторых не было ни то что мобильного, но даже городского телефона, а чтобы получить его, приходилось ждать долгие годы. Очень интересно, что при таких обстоятельствах с учетом тотального контроля всей жизни при шахе органами безопасности САВАК люди знали все последние новости.
Новости в короткий срок передавались из уст в уста. Я помню, что декларации и заявления, которые должны были дойти до слуха общественности, часто писывались на бумаге или в исключительных случаях делались на слайдах и распространялись по вечерам на улицах. Вспоминаю о том времени, когда вместе со своим школьным товарищем я копировал революционные обращения Шариати, по выходным тайно размножал на печатном станке их в одном училище, а потом в будни постепенно раздавал их в школе. Чувство ответственности за будущее и революционный дух, а с другой стороны, давление и бесчисленные ограничения привели к тому, что при нехватке коммуникаций и жесткой цензуры средств информации каждый человек был проводником известий и с невероятной скоростью новости доносились из Тебриза в Тегеран, из Тегерана в Исфаган, а из Исфагана в Мешхед.
Читайте также: Госдеп расширяет присутствие в соцсетях
Интересно, если бы в 1978-1979 года у людей был интернет, что бы произошло? Пригодился бы он и привел бы к объединению? Мог ли каждый член виртуальной сети так называемый «юзер» превратиться в оппозиционного лидера, выдвигать свои лозунги и предлагать собственные решения, сделав из страницы Facebook этакую виртуальную кафедру, обвиняя всех от мала до велика в ереси и клеймя былых и ныне здравствующих мыслителей? Могли бы те, бесится с жиру за границей, каждую минуту выдвигать новую стратегию и выписывать в виртуальном пространстве и по спутниковому телевидению рецепты для больных, живущих в Иране? Могли бы люди настолько увлечься общением в виртуальности, чтобы забыть о реальности? Тогда, быть может, революция 1979 года и не произошла. Мог бы интернет превратиться в зал суда правых над левыми и левых над правыми и таким образом внести раскол и рассеять народные массы? Могли бы уличные шествия и протесты стать виртуальной кампанией и каждый человек мог бы тогда просто довольствоваться присоединением к ней не выходя из дома? Могла бы ложная информация, распространяемая через интернет, сломить революцию? Это только некоторые возникшие у меня вопросы, которыми я хотел с вами поделить. Возможно, вы смогли бы ответить на них.
Комментарий 1.
Все именно так. В интернете как в реальном мире, даже еще хуже (больше обмана и пошлости). Не знаю, кто тому виной, иностранцы или наш исламский строй. Но они, кажется, хотят запудрить молодым людям голову, чтобы они не заглядывали в иностранные сайты.
Комментарий 2.
Если бы тогда был интернет, революция не произошла, потому что интернет помогает выплеснуть напряжение и избежать социального взрыва.
Также по теме: Иран - смотрите на казнь и получайте удовольствие
Комментарий 3.
От интернета больше вреда, чем пользы, потому что из-за него все обленились и торчат дома.
Комментарий 4.
Наверно, с интернетом революция бы не произошла, и сегодня у нас не было столько проблем.
Комментарий 5.
Если бы был интернет, люди бы имели больше информации и вели бы себя более обдуманно. Конечно, революции бы не было.
Комментарий 6.
Не надо во всём винить интернет. Он есть во всех странах и доступ к нему там гораздо проще, чем у нас. Просто в нашем обществе принято всегда искать виноватого, а в своих ошибках никто признаваться не хочет. Что касается революции, то тогда никто не задумывался о будущем, иначе бы она не произошла.
Комментарий 7.
Только пройдя реальную войну с шахскими головорезами наш народ добился того, чего хотел. Сидя дома за компьютером ты только думаешь, что ведёшь борьбу, но это иллюзия.