Обычно поддержку, которую Москва продолжает оказывать режиму Асада, объясняют тем, что она защищает свои интересы - экономические и в области безопасности. Хотя президент Владимир Путин может действительно так думать, на самом деле? поддержка его правительством Башара Асада это в лучшем случае ошибка, а в худшем – возможная причина непоправимой дипломатической катастрофы. Действия России могут ударить по ее собственным ключевым активам в регионе.
Если Асад продолжит цепляться за власть, Россия останется c деловым партнером, неспособным ни торговать, ни выполнять условия контрактов. После 16 месяцев конфликта экономика Сирии лежит в руинах и? пока бушует гражданская война? ряд сделок с Россией, вероятно, будет заморожен.
Еще более высокую экономическую цену России придется заплатить в странах Персидского залива. Саудовская Аравия —крупнейший в мире поставщик сырой нефти, региональный тяжеловес и потенциально прибыльный рынок для России — сейчас оказалась с Россией на ножах из-за того, что Москва поддерживает Дамаск. Королевство, недавно давшее понять, что оно планирует финансировать сирийскую повстанческую армию, в марте унизило Россию, отменив намеченную встречу между Москвой и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Читайте также: Русские снова отправляют корабли в Сирию
Однако если Асада свергнут или он сам решит уйти, Россию также могут ждать серьезные потери. В этом смысле показателен пример Ливии. В 2008 году Россия согласилась обменять ливийские долги, составлявшие 4,5 миллиарда долларов, на выгодные торговые соглашения под личные гарантии Муаммара Каддафи. После жестокой гибели ливийского диктатора некоторые из этих контрактных обязательств были объявлены не имеющими силы, и Россия в итоге практически не смогла скомпенсировать себе финансовые убытки.
Списание Россией в 2005 году сирийских долгов на сумму 9,8 миллиарда долларов в обмен на торговые контракты может оказаться столь же неразумным шагом. Какой будущий лидер Сирии захочет тесно сотрудничать со страной, вооружавшей режим Асада?
Ходят слухи о замораживании поставок российского оружия в Сирию, пока ситуация не стабилизируется. Однако этого может оказаться мало и к тому же сейчас уже поздно. Россия с 2011 года заметно увеличила поставки оружия Дамаску, а сирийский оборонный бюджет за этот период удвоился. Вряд ли кто-нибудь поверит, что эти вооружения спокойно пылятся на сирийских армейских складах.
В случае Ирана ближневосточная политика Кремля также выглядит контрпродуктивной, хотя на первый взгляд это не очевидно. Москва играет роль посредника между Тегераном и Западом и успела внести несколько предложений по разрешению спора вокруг иранской ядерной программы.
Также по теме: Экс-посол ФРГ в Москве - Запад не понимает позиции России по Сирии
Однако на деле дипломатическое урегулирование этой проблемы может дорого обойтись России. Поддержка иранской теократии, находящейся в изоляции от других крупных стран, обеспечивает России сильные позиции на иранском энергетическом рынке - по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Более того, если отношения между Ираном и Западом нормализуются, и нефтяное эмбарго будет снято, Москва потеряет господствующее положение на европейском рынке энергоносителей. Ее казна в таком случае серьезно пострадает.
Вдобавок, Иран не может обзавестись ядерным оружием, не подорвав российские интересы в области региональной безопасности. Удар западных стран по иранским ядерным объектам также угрожал бы дестабилизировать соседний Северный Кавказ. Для России, мусульманское население которой доходит до 20 миллионов, это крайне важный фактор.
Соответственно, Москва, по-видимому, старается сохранить нынешнюю патовую ситуацию вокруг ядерной программы Тегерана. Однако это не может продолжаться вечно. Если проблема разрешится, Запад начнет терять доверие к России как к посреднику. Иран же начнет возмущаться «предательской» (пусть и не слишком горячей) поддержкой Москвой санкций против его ядерной программы. Отношения между двумя странами уже сейчас выглядят непрочными. Их осложнили отмена Россией контракта на поставку зенитно-ракетных систем С-300 и затягивание ей строительства ядерного реактора в Бушере.
Читайте также: Москва и режим Асада - дипломатия на фоне трагедии
К чему все это приведет? Все страны стремятся увязывать свои экономические, государственные и внешнеполитические интересы. Действия Москвы на Ближнем Востоке уникальны тем, что она подрывает собственные позиции в регионе на всех трех фронтах.
Дополнительно осложняет дело то обстоятельство, что г-н Путин продолжает терять поддержку внутри России. В недавно выпущенном одним из российских аналитических центров докладе говорится, что внешняя политика Москвы может стать менее реалистической и более идеологической в связи с нарастающим в стране внутренним политическим, социальным и экономическим кризисом. Поддержка Кремлем дискредитировавших себя диктаторов, таких как Каддафи, Асад или иранский лидер Махмуд Ахмадинежад это не только очень плохой пиар. Для России ставка не на ту лошадь может привести к настоящей катастрофе.
Г-жа Лазарева – политолог и журналист, работает в Лондоне. Ее доклад «Политика России в Ливии, Сирии и Иране: Окутанная тайной неудача внутри головоломки?» («Russia's policies in Libya, Syria and Iran: A Failure Wrapped in a Mystery Inside an Enigma?») будет опубликован в этом месяце Обществом Генри Джексона (Henry Jackson Society).