В других мусульманских странах подобные призывы звучат достаточно часто, однако в Марокко их до настоящего времени не было слышно.
Известный проповедник Абдала Нахари из города Уджды (Oujda), расположенного в восточной части страны, выложил видеоролик в Youtube, в котором произносит фетву (решение, выносимое мусульманскими учеными-правоведами), называя журналиста Мохтара Лагзиуи (Mokhtar Laghzioui) рогоносцем, спокойно взирающим на измену своей супруги.
А пророк Мухаммед призывал своих последователей «убивать тех, кто не ревнует».
Так почему же «рогоносца» надо убить? Несколько дней тому назад во время теледебатов по спутниковому каналу ливанского телевидения Al Mayadine Лагзиуи выступил в защиту сексуальной свободы женщин, в том числе и членов его семьи, то есть возможности поддерживать внебрачные отношения. Лагзиуи является главным редактором газеты Al Ahdat al Magrebia, наиболее ярой антиисламской газеты Марокко.
«Лето будет жарким из-за дебатов по вопросу сексуальной свободы» - такой заголовок красовался на обложке газеты Akhbar al Youm, издающейся в Касабланке. И это происходит в стране, находящейся под определенным влиянием либеральных веяний, идущих из Европы, но при этом приход к власти исламистов из Партии Справедливости и Развития укрепил позиции консерваторов.
Дебаты открыла 19 июня Марокканская ассоциация прав человека (МАПК), одна из наиболее влиятельных организаций гражданского общества. Она предложила отменить 490 статью Уголовного кодекса, которая гласит: «Подлежат лишению свободы на срок от одного месяца до одного года лица противоположного пола, которые, не состоя в браке, поддерживают между собой сексуальные отношения». Другая статья УК предусматривает еще более суровое наказание за гомосексуализм.
Наказания за это преступление носят скорее исключительный характер, но все равно их нужно отменить, считает Хадия Рияди (Khadija Ryadi), президент МАПК. «Мы все знаем, что внебрачные отношения – достаточно частое явление в Марокко», - отмечает она. - То, что все это совершается тайком, лишь способствует злоупотреблениям и нарушает личные права».
Установление высокой планки для вступления в брак в средние века - 29 лет для женщин и 31 год для мужчин - привело к тому, что люди вступали в сексуальные отношения, не оформляя их у исламских нотариусов. «Мы живем в мусульманском обществе, имеющем свою собственную культуру, верования, свои убеждения и запреты», - поясняет Амаль Чабач (Amal Chabach), единственная женщина-сексолог в Марокко. - Люди живут и впитывают в себя все это». «А когда становятся взрослыми, предпочитают либо смириться, либо нарушить эти устои, либо найти какое-то промежуточное решение. Многие юноши и девушки выбирают сейчас именно этот путь», - заканчивает она.
В ходе теледебатов журналист Лагзиуи поддержал МАПК, проповедник подверг его анафеме, и разразилась полемика такого размаха, что дело докатилось до парламента. Газета, в которой работает Лагзиуи, подала иск в прокуратуру города Уджды на проповедника-радикала. Прокуратура вызвала его на допрос в связи с высказываниями, «способными через проповеди спровоцировать преступные деяния и разжечь насилие», говорится в опубликованном по этому случаю коммюнике.
Прокуратура не предъявляла обвинений и не задерживала Нахари, хотя и допрашивала его в течение первых трех дней июля и запретила ему покидать пределы страны, сообщил адвокат священнослужителя Нуредин Абубакер, являющийся, помимо этого, советником исламистской Партии Справедливости и Развития в Уджде. Его клиент отрицал факт призыва к убийству главного редактора Al Ahdat al Magrebia. Был и еще один повод подвергнуть Нахари судебному преследованию, поскольку он произнес фетву, не имея на то разрешения, но прокуратура не обратила на это внимания.
Проповедник мгновенно обрел огромное число сторонников. Три лидера салафизма – Хасан Кеттани (Hassan Kettani), Омар Хадоучи (Omar Hadouchi) и Абу Хафс (Abu Hafs) - выразили ему свою солидарность через социальную сеть Facebook.
«Гордыня светского общества уже не укладывается ни в какие рамки», - написал Кеттани. «Какой-то обманутый муж во всеуслышание заявляет, что готов спокойно взирать на блудодеяния членов его семьи, проповедник выражает ему свое негодование и при этом именно он рискует угодить в тюрьму», - возмущается салафистский лидер.
Все три известных салафиста в 2003 году были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, поскольку своими высказываниями вызвали в мае того года массовые столкновения в Касабланке, в ходе которых погибли 45 человек. В феврале нынешнего года король Мохаммед IV подписал указ об их помиловании. По прошествии четырех месяцев Омар Хадоучи пересек испанскую границу, чтобы совершить пятничную проповедь в мечети Аль Тауба, в городе Сеуте (Ceuta).
К салафистским лидерам примкнули хакеры, атаковавшие веб-сайты газеты Al Ahdat al Magrebia и государственного телевидения 2 М.
Журналиста Лагзиуи поддержали лишь его коллеги, организовавшие уличные сидячие забастовки в знак протеста против видео, которое выложил в Youtube Абдала Нахари.
Социалистическая фракция в Палате представителей в понедельник обратилась к министру юстиции, исламисту Мустафе Рамиду, с вопросом о том, не собирается ли он внести изменения в законодательство, отменяющие уголовную ответственность за внебрачную связь. «Мы не пойдем на отмену уголовной ответственности за внебрачные сексуальные отношения, поскольку они представляют собой извращение, подрывающее общественный порядок Марокко, одной из главных опор которого является религия», - ответил министр.
Попутно Рамид вновь заявил о том, что не намерен отменять уголовную ответственность за аборт. Министр юстиции, который девять лет тому назад был адвокатом некоторых из салафистов, поддерживающих сейчас проповедника из Уджды, с другой стороны, пообещал ужесточить наказание за сексуальное домогательство.
Отказ Рамида полностью соответствует тому, что в очередной раз заявил лидер его партии и нынешний глава правительства Абделила Бенкиран (Abdelilá Benkiran) в ходе предвыборной кампании в ноябре прошлого года: «Сексуальная свобода оказывает тлетворное влияние на нашу самобытность. Те, кто выступают в ее защиту и заявляют о том, что они светские люди, стремятся лишь совратить верующих с пути истинного. Когда меня изберут, я брошу все свои силы на борьбу с этим с помощью Бога».
«Монологи вагины» в марокканском изложении
«Как называется женский половой орган на марокканском диалекте? Извините, я Вас не слышу, произнесите это слово во весь голос, пожалуйста!» - эти и подобные фразы, сопровождаемые декорациями с развешенными трусиками, могут показаться слишком смелыми в Марокко, тем более во времена религиозного консерватизма.
Но, несмотря ни на что, несколько недель назад три актрисы произнесли их со сцены Театра Аквариум, расположенном в Аккари, популярном районе Рабата, благодаря поддержке Французского института. По сути дела, на сцене была поставлена марокканская версия «Монологов вагины» американской писательницы Евы Энслер (Eve Ensler).
Чтобы подготовить эту постановку, автор сценической адаптации текста Маха Сано (Maha Sano) и директор театральной труппы Наима Зитане (Naima Zitane) в течение шести месяцев встречались и беседовали со 150 женщинами из различных слоев общества, задавая им вопросы об их личной жизни.
«Мы смеялись взахлеб, - говорит Наима Зитан. - Но также и плакали, когда слушали рассказы некоторых женщин, переживших насилие».
В этой женской лаборатории родилось произведение, рассказывающее о «разочарованиях и радостях женщин языком, в котором отсутствуют ненужные условности и стыд. Рассказ ведут актрисы, готовые называть влагалище влагалищем», - говорится в статье, опубликованной выходящим в Касабланке еженедельником Tel Quel.
«Именно с помощью своего влагалища они ведут наступление на судебные инстанции, использующие статью 490 Уголовного кодекса, которая предусматривает лишение свободы за внебрачную связь», - с удовлетворением констатирует марокканский писатель Абделила Буасриа (Abdelilá Bouasria).