Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Единая Россия» ввела уголовное наказание за клевету

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Госдума голосами подконтрольной Кремлю «Единой России» ввела штраф в 5 миллионов рублей и уголовную ответственность за клевету вопреки протестам оппозиции и журналистов. Партия власти, таким образом, пересмотрела решение своего председателя Дмитрия Медведева, как только он уступил кресло президента Владимиру Путину.

МОСКВА - Госдума голосами подконтрольной Кремлю «Единой России» ввела штраф в 5 миллионов рублей и уголовную ответственность за клевету вопреки протестам оппозиции и журналистов. Партия власти, таким образом, пересмотрела решение своего председателя Дмитрия Медведева, как только он уступил кресло президента Владимиру Путину.

 

Законом о клевете Дума завершила весеннюю сессию - первую после декабрьских выборов, поднявших крупнейшую за 13 путинских лет волну уличных протестов. Исполнительная власть ответила недовольным арестами, обысками и уголовными делами, а законодатели силами «Единой России», контролирующей 237 из 450 мандатов в Думе, запретили стихийные собрания, ввели разорительные штрафы за нарушения на митингах, наделили чиновников правом блокировать интернет-сайты, осложнили жизнь некоммерческим организациям и вернули уголовную ответственность за клевету.

 

Законопроект проскочил Госдуму менее чем за неделю; на последнем заседании в пятницу его поддержали 238 депутатов.

 

Когда закон вступит в силу, распространение заведомо ложных сведений о человеке, соединенное с обвинением в его адрес в совершении тяжкого преступления, будет караться штрафом до 5 миллионов рублей или 480 часами обязательных работ.

 

Один из авторов законопроекта единоросс Павел Крашенинников объяснял пересмотр либеральной инициативы своего партийного босса тем, что декриминализация клеветы позволила «безнаказанно обвинять людей в самых страшных грехах, называя их коррупционерами».

 

Основной критик партии Медведева и Крашенинникова - политик и блогер Алексей Навальный, которого единороссы обещали завалить коллективными исками, после того как рядовой однопартиец отсудил у Навального 30 тысяч рублей за ярлык «партии жуликов и воров».

 

Депутаты предложили сажать за клевету в тюрьму на 5 лет, однако по совету президента Путина заменили лишение свободы гигантским штрафом.

 

Принятым законом минимальное наказание за клевету определено в 500 тысяч рублей. Заведомо ложное высказывание в адрес человека, опубликованное в газете, произнесенное на публике или выставленное на всеобщее обозрение в виде «произведения», карается судимостью и штрафом в миллион рублей.

 

Журналисты встретили обновление Уголовного кодекса одиночными пикетами у здания Госдумы в пятницу и собрали почти 2 тысячи подписей под петицией к депутатам.

 

«Мы не требуем для себя возможности безнаказанно врать. Даже сейчас чиновники рассылают иски о защите чести и достоинства по факту любой не устраивающей их публикации, даже если изложенные в ней сведения не являются заведомо ложными. Увещевания авторов законопроекта о том, что статья не коснется тех, "кто пишет проверенные факты", нас не устраивают, мы знаем, как происходит на самом деле», - сказано в петиции, авторы которой напомнили, что только за 2009-2011 годы по уголовной статье за клевету было осуждено около 800 человек.

 

«Большинство из них - региональные журналисты и блогеры. Основными инициаторами уголовного преследования становились чиновники и представители властей», - сказано в петиции с требованием не рассматривать законопроект.

 

Журналист и блогер Андрей Мальгин разделяет эти опасения.

 

«Любое местное инакомыслие будет пресечено раз и навсегда», - написал он в блоге.

 

«Принятие поправок о клевете практически ликвидирует такой жанр, как журналистское расследование. Потому что фигурант такого расследования обязательно сочтет его клеветой на том основании, что решение суда о его виновности еще не принято. И если федеральные СМИ, может быть, смогут находить какие-то выходы из положения, то для местной печати - это крышка».