Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Секса за деньги в древнем Риме было в избытке

Гладиаторы, проститутки, легионеры: специалист по античной истории Роберт Кнапп впечатляющим образом реконструирует реальную жизнь римлян, которые не входили в общественную элиту империи

© РИА Новости Ольга Каменева3D-прогулка по античному Риму – технологии на службе истории
3D-прогулка по античному Риму – технологии на службе истории
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сенаторы и судьи, занимавшие наиболее высокое положение в древнеримском обществе, на самом деле не имели представления о том, что происходило в головах простых граждан, покоренных народов и рабов. И это имело фатальные последствия. В то время как сегодня буквально каждое мнение или желание расшифровывается специалистами по изучению общественного мнения, представители римской элиты сохраняли дистанцию.

 

Несколько лет назад политический класс Германии проводил дебаты по поводу позднеримского декаданса, и тогда стали очевидными, прежде всего, две вещи: во-первых, ведущие политики всех партий не обладают иммунитетом от утраты исторического образования и, во-вторых, расстояние между ними и остальной частью населения со времен римских цезарей сократилось весьма незначительно.

 

Сенаторы и судьи, занимавшие наиболее высокое положение в римском обществе, на самом деле не имели представления о том, что происходило в головах простых граждан, покоренных народов и рабов. И это имело фатальные последствия. В то время как сегодня буквально каждое мнение или желание расшифровывается специалистами по изучению общественного мнения, представители римской элиты сохраняли дистанцию. Но именно ее представители писали книги, ставшие свидетельствами того времени для последующих поколений, и поэтому в них обнаружился поразительный недостаток: о большинстве римлян там ничего не говорится.

 

Они жили в тени, констатирует американский специалист по античной истории Роберт Кнапп. Этот почетный профессор Университета Беркли много времени посвятил тому, чтобы из придаточных предложений в трудах больших историков, из высказываний оракулов и толкований сновидений, папирусов, настенных надписей, театральных пьес, стихотворений и романов составить картину того, как жили нормальные мужчины и женщины в империи — гладиаторы, проститутки и солдаты.

 

5000 из 60-миллионного населения

 

Все свои изыскания он изложил в книге под названием «Римляне в тени истории» (Roemer im Schatten der Geschichte), которая представляет собой не только прекрасный пример изучения менее важных областей античной истории. Она также является прекрасным свидетельством активной работы штутгартского издательства Klett-Cotta, которое вот уже в течение многих лет с впечатляющей регулярностью находит в англосаксонском мире книги, представляющие интерес для немецкого рынка. Следует сказать, что книга Кнаппа не только великолепно написана, но и содержит большое количество интересного материала.

 

Сначала хотелось бы привести пару цифр для того, чтобы обрисовать тот космос, о котором в данном случае идет речь: Рим правил средиземноморским миром более 800 лет – от победы над эллинистическими правителями в 197-190 годах до рождения Христа и до арабских завоеваний, последовавших с 634 года. В лучшие времена, в эпоху цезарей от первого до третьего столетия в этой мировой империи проживали от 50 до 60 миллионов человек, из которых примерно 9 миллионов обладали римским гражданством.

 

При этом примерно 5 тысяч взрослых людей из этого количества владели состоянием свыше одного миллиона сестерциев (сенаторы) или более 400 тысяч сестерциев (судьи). К этому следует добавить еще 30 — 35 тысяч человек, которые имели право принимать решения в 250 или 300 городах империи, что также определяло их социально-экономический статус. 

 

Четверть населения принадлежала к среднему классу

 

Все эти люди, которые вместе с членами семей составляли 0,5% населения, контролировали, по мнению Кнаппа, «80% собственности», тогда как остальная ее часть распределялась в высшей степени неравным образом. Большая ее часть, судя по всему, принадлежала 25% оставшегося населения, то есть среднему классу, представители которого отличались относительно обеспеченными ресурсами и трудовой этикой. Это были торговцы, ремесленники, кустари, а также зажиточные крестьяне. У остальных жизнь была трудной, и часто они были несвободны.

 

Что это означало, Кнапп показывает на примере распространенного и пользующегося спросом ремесла – проституции. «Я твоя за одну медную монету» — гласит сохранившаяся надпись на стене в городе Помпеи. Но были и такие женщины как некая Аттика (Attica), обладание которой стоило уже «16 асов». В то же время «Квадрантария» (Quadrantaria), от выражения «четверть аса» (мы бы сейчас сказали «проститутка за пять центов), представляла собой низший класс в этой иерархии.

 

За два аса (2,5 аса равнялись одному сестерцию, а десять – одному динарию) римлянин мог получить свой хлеб насущный, бокал вина и, возможно, кусок сыра. Восемь или десять асов – это считалось хорошей поденной оплатой, которая давала возможность отцу семейства сводить концы с концами – при условии, что таких рабочих дней в году у него было много (что случалось довольно редко).

 

Между первым и вторым блюдом или вариант «быстрого обслуживания»

 

Таким образом, проститутка, среди клиентов которой были представители среднего класса, могла легко заработать в день 20 асов. Поэтому не удивительно, что секс за деньги предлагался практически повсеместно – в классических борделях, в перерывах между двумя блюдами в тавернах, а также как вариант быстрого обслуживания в термах.

 

Высокий спрос и постоянная доступность продажных половых отношений объясняется не только отсутствием электронных форматов развлечений нашего времени. Брак в ту эпоху не был вопросом любви и основывался на деловых отношениях, в которых абсолютная главная роль принадлежала мужчине.

 

Большинство семей были рады, если дочери в 15 лет выходили замуж, и таким образом их можно было вычеркнуть из списка тех, кого надо было кормить. Что касается мужчин, то они были готовы вступить в брак, когда они уже приближались к 30 годам. «Малоценная женщина», как ее называют во многих источниках, должна была вести хозяйство, воспитывать детей и служить своему мужу, что означало также отвечать его высоким представлениям о чести. Секс использовался для производства потомства и создания рабочей силы, а не для удовлетворения страстных желаний.

 

Смертельных венерических заболеваний еще не было

 

Мужчины, которых не устраивала поза «тело на теле», рассматривал рыночные предложения. Некоторое представление относительно обилия вариантов дает нам город Помпеи и сохранившиеся там надписи. Кнапп не упускает возможность указать на то, что эротический рынок античности отличался от его преемников в одном: в то время еще не было таких смертельных болезней как сифилис или СПИД. 

 

Вместе с тем жизнь большинства римлян отнюдь не была устлана розами. Поскольку полиции в то время не было, то процветало воровство. В любой день пожары могли уничтожить имущество. В случае болезни жители Рима предпочитали приносить подаяния своим богам, нежели консультироваться с дорогими врачами. Большинство трудовых договоров заключалось на ежедневной основе. В любой момент корабли могли затонуть, урожаи погибнуть от засухи, а дети умереть. Не удивительно, что средняя продолжительность жизни составляла около 45 лет. Только враги показывались не так часто, и это было преимуществом государства, владевшего всем миром. 

 

С явным удовольствием Кнапп опровергает столь полюбившиеся уже представления. Например, о том, что термы были гигиеническими заведениями: «Все те нечистоты, грязь, телесные жидкости и микроорганизмы, которые человек приносил с собой в баню, все это сразу же переносилось на других посетителей терм. Прежде всего, в горячей части бани количество бактерий, судя по всему, достигало астрономических высот». В термах, как и в других городских заведениях, были устроены отхожие места. Однако Артемидор Далдианский не случайно предостерегает в своей книге «Толкование сновидений» от справления нужды в бане.

 

Многие подавались в легионеры

 

В отличие от этого, жизнь легионеров не была столь суровой, как нас пытаются в этом уверить комиксы и фильмы о приключениях Астерикса. Количество военных в эпоху принципата составляло 300 тысяч. Поскольку число войн в конце второго столетия удерживалось в обозримых рамках, Кнапп исходит из того, что ежегодно в состав римской армии нужно было рекрутировать от 7,5 до 10 тысяч новобранцев. 

 

Недостатка в желающих стать воинами не было. Людей привлекала не только высокая престижность, регулярное снабжение и хорошее медицинское обслуживание. Солдаты также выходили из отцовского подчинения и зарабатывали столько же денег в день, сколько прилежный рабочий, но они получали денежное содержание каждый день и не страдали от хронической неполной занятости.

 

Исследования показывают, что после всех отчислений и расходов на личные нужны, включая посещение борделя, можно было сделать сбережения в размере четверги годового дохода. Если легионер становился центурионом, то его жалованье увеличивалось в 17 раз. А если дело доходило до войны, то воины могли рассчитывать на дополнительные выплаты, а также на трофеи.

 

Рабы имели возможность купить себе свободу

 

Римскую империю еще называют военной монархией. Самой большой статьей ее расходов были легионы. Соответственно, легионеры не жизнь не жаловались. Однако даже внизу социальной шкалы положение было не столь безотрадным, как можно было бы предположить, основываясь на расхожем представлении о рабовладельческом обществе. Рабы составляли около 15% населения — в Италии их было даже больше, а в некоторых регионах меньше. «Существовало бесчисленное количество особых форм жестокого обращения, иногда это сопровождалось таким сохранявшимся на всю жизнь унижением как наложение клейма», — отмечает Кнапп. 

 

Рабы находились в полном распоряжении своего хозяина, и у них не было практически никакой частной сферы. При этом они становились жертвами садизма, объектом сексуальной эксплуатации или других прихотей. Однако они имели возможность выкупить себя за деньги или, что часто и происходило в городских семьях, их в какой-то момент просто отпускали на свободу.

 

Вся противоречивость рабского существования наглядно проявлялась на арене. Погибали в первую очередь рабы. В массовом порядке они умирали во время предварительной программы – в ходе поединков с хищными зверями или при массовых казнях. В отличие от этого, шанс выжить у обученных бойцов составлял от 80% до 95%.

 

Гладиаторы были поп-звездами  

 

Гладиаторы были поп-звездами античности. Они получали славу, деньги, благосклонность женщин из аристократических семей, а если повезет, то могли в конце концов оказаться на свободе. Тем не менее, в обычной для этой отрасли массовой могиле, обнаруженной в 1997 году в Эфесе, находились 67 скелетов бойцов, и практически ни один из них не был старше 30 лет.

 

Вызывает восхищение то, как искусно складывает Кнапп из отдельных, в том числе удаленных друг от друга элементов, панораму римлян в тени. Исторические выводы он оставляет читателям: какой бы трудной ни была жизнь поденного работника, какой бы беспросветной ни была судьба раба, — все они могли находить утешение и побудительные мотивы в мире с большим количеством карьерных вариантов, с помощью которых можно было покинуть ряды прекариата.

 

Главная причина позднеримского декаданса

 

Отпущенный на свободу человек, который становился судовладельцем, центурионом или входил в состав городского совета в провинциальном городе, а также проститутки, выходившие замуж за уважаемых предпринимателей – все они были живыми примерами определенной мобильности римского общества. В течение многих веков существовала возможность реализовать «римскую мечту». 

 

Социолог Макс Вебер видел в повсеместно распространившейся бюрократизации в эпоху поздней античности и в соответствующем принудительном ограничении свободы действий основную причину падения Рима. «Бюрократический порядок убивал как любую политическую инициативу подданных, так и любую экономическую инициативу, для реализации которых не было необходимых возможностей», — подчеркивал Вебер. Он понимал, что подобного рода развитие присуще не только античности. Поскольку «любая бюрократия имеет тенденцию за счет своего повсеместного распространения достигать подобного результата».

 

В этом смысле Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) не так уж и неправ, когда он видит в современном мире определенные черты позднеримского декаданса.