Дети-вундеркинды вызывают удивление, благоговение, а порой и зависть: маленькие дети проявляют такие музыкальные или математические способности, каких никогда не бывает у большинства взрослых людей, несмотря на долгие годы напряженного обучения и практики? К счастью для тех, кто отчаивается, общепризнанная житейская мудрость гласит: подобные сравнения неуместны, поскольку вундеркиндами (в основном) рождаются, а не становятся. Одни только занятия и уроки не помогут появиться на свет новому Моцарту.
Об этом свидетельствует проведенное недавно исследование восьми юных вундеркиндов. Цель проекта заключалась в том, чтобы пролить хоть какой-то свет на причины их способностей и талантов. Подвергшиеся исследованию вундеркинды знамениты (но их имена в материалах не называются); все они добились славы и профессионального положения в соответствующих областях к 10-ти годам. В основном это — музыкально одаренные дети; есть один художник и один чудо-математик, который изобрел новую дисциплину, а к 13-ти годам написал статью, принятую к публикации в математическом научном журнале. Еще двое детей проявили поразительные умения сразу в двух разных областях: один — в музыке и искусстве (его работы сегодня висят в престижных галереях по всему миру, а второй — в музыке и молекулярной гастрономии (это наука о приготовлении пищи – почему, например, майонез густеет, а суфле увеличивается в объеме). Он заинтересовался пищевыми продуктами в возрасте 10-ти лет, а к 11-ти уже провел свое первое гастрономическое исследование.
У всех вундеркиндов — выдающиеся способности проявились в самом раннем возрасте: один начал говорит в три месяца, а в год уже читал; еще двое начали читать в двухлетнем возрасте. Гастрономист в три года уже программировал компьютеры. Некоторые из этих детей могли воспроизвести сложные музыкальные произведения после однократного прослушивания, и проделывали это в возрасте, когда большинство малышей заканчивает детский сад. Многие из них задолго до 10-ти лет совершали международные турне и играли в Центре Линкольна или в Карнеги-Холле.
Шестеро вундеркиндов на момент исследования были еще детьми. Еще двое были взрослыми в возрасте 19 и 32 лет.
Авторы исследования, результаты которого планируется опубликовать в журнале Intelligence, обнаружили у этих детей несколько общих ключевых характеристик. Во-первых, у каждого из них — исключительная оперативная, или рабочая память, то есть, та система, которая удерживает в мозгу информацию для дальнейшей обработки. Возможности оперативной памяти ограничены: что касается цифр, то большинство людей могут одномоментно запомнить и удержать в памяти 7-значный телефонный номер, но не более. Однако вундеркинды способны запомнить намного больше. Они могут не только запоминать исключительно длинные числа, но также пользоваться ими и выполнять расчеты, какие вам и мне не под силу даже с карандашом в руке.
Рабочая память — это не просто способность помнить длинные цепочки цифр. Это также способность удерживать и обрабатывать большое количество информации, как устной, так и другого рода – скажем, способность запомнить музыкальную партитуру и переписать ее в голове. Все участвовавшие в исследовании дети демонстрировали высочайшие результаты, когда их рабочую память подвергали проверке: как минимум, они набирали 99 процентилей, а большинство – 99,9 процентили.
Но как ни странно, авторы исследования пришли к выводу, что не у всех вундеркиндов — высокий коэффициент умственного развития. Интеллект у каждого из них был выше среднего, однако у некоторых детей коэффициент умственного развития был не столь высок, как можно было бы предположить, исходя из их успехов и достижений в раннем возрасте. У одного ребенка этот коэффициент был равен всего 108, что является минимумом нормы.
Но ученые нашли и еще некоторые поразительные странности. Они выяснили, что у вундеркиндов множество аутистических черт, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эти черты у них выражены даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя одержимость деталями).
У троих из восьми обследованных вундеркиндов был диагноз — расстройство аутистического спектра. Ребенок, произнесший свои первые слова в три месяца, в полтора года вообще прекратил говорить; затем начал снова, когда ему было чуть больше двух с половиной лет. В три года ему диагностировали аутизм.
Более того, в семьях четырех из восьми вундеркиндов среди родственников первой и второй степени родства отмечались случаи аутизма, а в трех таких семьях аутизмом страдали 11 ближайших родственников. Для сравнения: в целом аутизм или синдром Аспергера отмечается у 1 из 88 человек.
Есть и другие необычные параллели между вундеркиндами и людьми с аутизмом: чаще всего они мужского пола (хотя данный вывод отчасти может объясняться тем, что девочек с расстройством аутистического спектра – или девочек со скрытыми талантами – выявлять гораздо сложнее), и чаще всего и то, и другое связано с трудной беременностью, а это говорит о том, что утроба матери может играть определенную роль в их развитии. Так, что касается вундеркинда-математика, то у его матери между 29-й и 37-й неделями беременности схватки начинались девять раз, и для их прекращения требовалось медикаментозное вмешательство. На 35-й неделе у нее отошли воды и возникла инфекция матки, сопровождавшаяся высокой температурой. Как пишут авторы исследования, у ребенка при рождении не было родничка.
Синдром Аспергера впервые описал в 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер. Он называл детей с этим синдромом «маленькими профессорами» из-за их весьма педантичной манеры разговора и не по годам глубоких знаний. Кроме того, такие дети имеют обыкновение постоянно читать лекции другим, не осознавая того, насколько они всех утомляют. Такое состояние характеризуется социальными нарушениями и навязчивым уровнем сосредоточенности на своих интересах.
Но несмотря на очевидные сходства, исследований связи между аутизмом и исключительной одаренностью проводится очень мало. Одно такое исследование, результаты которого были опубликованы в 2007 году, показало, что у близких родственников вундеркиндов, как и у близких родственников людей с аутизмом, больше аутистических черт. Особенно много у них проблем с поведением в обществе, им трудно переключать внимание, и они уделяют интенсивное внимание к деталям. Но кроме этих выводов и заключений, данный вопрос систематическому изучению не подвергался, за исключением наблюдения о том, что аутизм часто отмечается у людей с выдающимися способностями, одновременно страдающих другими нарушениями.
В отличие от них, вундеркинды выигрывают от некоторых аутистических тенденций, в то же время избегая недостатков других таких тенденций. В рамках стандартной оценки связанных с аутизмом черт, включенные в данное исследование вундеркинды по всем показателям набрали больше баллов, чем контрольная группа, включая внимание к деталям и проблемы с социальными навыками или общением (хотя этот результат статистически несущественен из-за слабой выборки). Вместе с тем, они набрали значительно меньше баллов по сравнению с отдельной группой людей с синдромом Аспергера – за исключением такого показателя, как внимание к деталям. Здесь они обошли всех.
«Одно из возможных объяснений отсутствия нарушений у вундеркиндов заключается в том, что у таких детей может иметься некая форма аутизма, однако биологический модификатор подавляет многие типичные признаки аутизма, оставляя при этом без изменений или даже усиливая их внимание к деталям – качество, которое увеличивает их гениальность», — пишут авторы исследования.
Иными словами, у этих детей может иметься некая генетическая черта или приобретенный навык, позволяющие им сохранять интенсивную сосредоточенность, не ухудшая при этом их социальные навыки и не создавая иные недостатки, которыми обычно сопровождается расстройство аутистического спектра. Следовательно, сравнение таких детей с людьми, страдающими аутизмом либо синдромом Аспергера, способно помочь определить, что не так у тех, у кого проявляется аутизм, ведущий к ограниченной дееспособности, и почему другие люди с такими же чертами просто получают более развитые способности.
Проведенное исследование этих вопросов не касается, но его выводы в целом соответствуют существующим в мире теориям аутизма, показывающим, как может появиться такое нарушение. Теории гласят, что определенные закономерности процессов мозга вызывают симптомы аутизма, в том числе — избыток локальных связей в ключевых его участках, что усиливает внимание и восприятие, и снижение связей между его удаленными участками, а это может приводить к своего рода перегрузке системы. Исследования животных и человека показывают, что мозговые связи такого рода сопровождаются усилением памяти, усиленным страхом и чрезмерной раздражительностью. Первое – это хорошо; второе и третье может вызвать ограничение дееспособности.
Теория усиленного перцептивного функционирования выдвигает тезис о том, что аутизм таит в себе потенциал исключительной талантливости и социальных недостатков. Социальные проблемы, гласит она, могут возникнуть из-за дисфункций человека с аутизмом (например, из-за отказа от общения и без конца повторяющейся манеры поведения), а также из-за его попыток справиться со своим усиленным восприятием и памятью.
Следовательно, вполне возможно, что связи в мозгу вундеркинда напоминают связи аутиста — это избыток локальных связей при отсутствии ослаблений в функциональной связности отдаленных участков головного мозга. То есть, его мозг может функционировать так же, как мозг аутиста, но при этом — высокий уровень интеллекта позволяет ему развивать социально приемлемые способы преодоления сенсорной перегрузки.
Некоторые исследователи, а также общественное мнение, на которое повлияли популярные книги (например, бестселлер Малкольма Гладуэлла (Malcolm Gladwell) «Outliers» (Живущие вовне)), придерживаются мнения о том, что выдающиеся способности можно выработать путем длительных усилий и тренировок, скажем, за 10000 часов интенсивных занятий. Но последние исследования говорят о том, что природные таланты могут проявиться и расцвести гораздо быстрее. «Многие вундеркинды проявляли свой исключительный талант до 10-летнего возраста, опровергая сторонников теории искусственного привития навыков, которые называют основой всех исключительных достижений современные методы тренировки и обучения, а также 10-летние целенаправленные упражнения», — пишут авторы.
Это не значит, что для остальных все потеряно, отмечает специалист по когнитивной психологии из Нью-Йоркского университета Скотт Бэрри Кауфман (Scott Barry Kaufman). «Есть данные исследований, демонстрирующие положительные аспекты тренировки рабочей памяти», — написал он в своем блоге на сайте журнала Psychology Today и предположил, что практика может приблизить нас к совершенству.
Последнее исследование невелико по масштабам, и необходимо провести гораздо больше научных изысканий, чтобы пролить свет на связи между исключительно одаренными детьми и теми, кто страдает расстройствами аутистического спектра. Однако, его выводы убедительно указывают на то, что такие связи существуют. Они также говорят о том, что нельзя называть полностью отрицательными генетические корни таких состояний, как аутизм и прочие проблемы ограниченной дееспособности, — такие, как поведенческие нарушения, связанные с исключительными творческими способностями. Если одни и те же гены «риска» могут вызывать и изнуряющий аутизм, и великие интеллектуальные способности, то нам надо лучше понять эти явления, не отбрасывая их в сторону как нежелательные.