Самым захватывающим зрелищем на самом первом моем концерте стал не флешмоб и не пиротехника во время соло ударника Кози Пауэлла. Это был не Дэвид Ковердейл, крутивший вокруг себя стойку от микрофона подобно обезумевшему метателю копья. И не соло бас-гитарs в исполнении Колина Ходжкинсона. Главным моментом во время концерта группы Whitesnake в концертном зале Hammersmith Odeon в январе 1983 года (всего 12 песен, потому что все они исполнялись соло) было выступление Джона Лорда, который качал свой орган Hammond C3 взад-вперед. Мне было 13 лет. У нас дома было пианино. Но я не думал, что с клавишами позволительно делать такое.
Будет справедливо сказать, что мир музыкальной критики рока всегда с легким снобизмом относился к Лорду, который скончался в возрасте 71 года. Он написал концерт для исполнения рок-группой и оркестром! Много о себе возомнил! Да, написал. Не скажу, что мне это очень интересно. Но это многое говорит о его амбициях, каких не было у большинства рок-музыкантов. И этот факт затмил собой то обстоятельство, что Лорд записал величайшие произведения тяжелого рока.
В манере игры этого клавишника было мало общего с такими его современниками, прогрессив-рокерами типа Кейта Эмерсона и Рика Уэйкмана, которые отличались витиеватостью исполнения. Лучшие моменты у Лорда наступали, когда вы могли услышать исполняемые им на органе блюзы великих героев, таких как Джимми Макгриф. Это делало Deep Purple и Whitesnake мгновенно узнаваемыми (и скажу вам, Whitesnake существенно обеднела после его ухода, пусть даже в клипах он и смотрелся явно не в своей тарелке среди смазливых мальчиков из глэм-металлической группы).
Прошу прощения за мою подборку, но я хочу назвать пять произведений из классики Лорда. Я мало знаю о его позднем периоде работы в Deep Purple, поэтому снова прошу прощения, но сосредоточусь на его первом периоде работы в составе группы, а также на Whitesnake.
Santa Barbara Machine Head – Rubber Monkey (1967 г.)
Подобно многим представителям аристократии хард-рока 70-х, Лорд большую часть 60-х годов набирался опыта, играя на разных сценах и в разных стилях. Результатом стало то, что к моменту появления Deep Purple его характерный исполнительский звук – взрывной, агрессивный, глубокий – уже полностью сформировался. В Santa Barbara Machine Head Ронни Вуд играл на гитаре, и «Rubber Monkey» (продолжительностью в две с половиной минуты) стали ярким образцом хеви-блюза – довольно непонятного жанра. Вуд играет с мощным напором и энергией, а Лорд солирует, импровизируя от начала до конца. Исполнение - не идеальное, но нетрудно понять, почему Ричи Блэкмор, атаковавший свою гитару так же, как Лорд атаковал свой орган, видел в нем своего музыкального партнера.
Deep Purple – Hush (1968 г.)
«Hush» Джо Саута - это шедевр южного рок-н-соула – потрясающе гибкая и заводная песня. В исполнении Deep Purple она - другая. Ник Симпер, которого вскоре сменил Роджер Гловер, мощно ведет свою линию на бас-гитаре. Барабанщик Иэн Пейс великолепен, когда молотит по своей установке. В нужные моменты он сбавляет темп, когда на первый план выходит задушевная музыка. Но на самом деле, все то хорошее, что есть в этом прорывном хите Deep Purple, исходит от Лорда. Он играет на органе, задавая темп и ритм, заводя слушателя, а потом переходит к главной сольной партии, которая наверняка заставила сердце Блэкмора учащенно забиться.
Deep Purple – Highway Star (1972 г.)
Давайте сделаем вид, что песни «Smoke on the Water» не существует, а сами подумаем о втором составе Deep Purple (в любом случае, это песня Блэкмора). И давайте отложим в сторону «Child in Time» с самой известной органной мелодией Лорда. И давайте забудем о дуэлях гитары и органа. Потому что я хочу слушать «Highway Star» - снова и снова. Здесь вы можете услышать, как искаженный звук лордовского органа пробивает себе путь через усилители и предлагает группе нечто очень тяжелое, похожее на еще одну ритм-гитару. И не только это. Там еще есть обжигающее, бушующее соло. И эти острые, тяжелые удары – они заставляют твое сердце биться учащенно, в ритме музыки. Именно здесь мы слышим тех Deep Purple, которые стали прародителями современного хеви-метала.
Deep Purple – Might Just Take Your Life (1974 г.)
Иэн Гиллан и Роджер Гловер ушли из Deep Purple, и их место заняли Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз. Группа заиграла более эмоционально, у нее появились задушевные нотки. «Might Just Take Your Life» - здесь Хьюз играет легко и быстро, поддерживая мощную импровизацию Лорда. А когда Лорд не импровизирует, у него появляется некая степень свободы – и он привносит в исполнение нотку меланхолии, какую мы слышали в «Hush». Чтобы понять, насколько важен был Лорд для Deep Purple, попытайтесь представить себе эту песню без его органа.
Whitesnake – Here I Go Again (1982 г.)
Нет, не ужасный глэм-металовский вариант 1987 года, который стал мировым хитом (и который фанаты рока определенного возраста презирают), а оригинальная, блюзовая версия этой песни, в том виде, в каком ее записали в 1983 году на фестивале «Монстры рока». Годы работы в Whitesnake были непростыми для Лорда, главным образом из-за того, что у Ковердейла быстро и мощно развился «синдром ведущего певца», и остальные члены группы стали для него материалом одноразового использования - независимо от их творческого калибра и родословной. Не шло на пользу Лорду и то, что в группе было два ведущих гитариста, и его возможности приковать к себе всеобщее внимание были сильно ограничены. Он стал своеобразным художником-колористом Whitesnake – до тех пор, пока ему не надоело быть наемным поденщиком, и он не вернулся в возрожденную группу Deep Purple.