Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Католическая церковь в России: надежды и проблемы

© РИА Новости Андрей Стенин / Перейти в фотобанкПасхальный Крестный путь столичных католиков по улицам Москвы
Пасхальный Крестный путь столичных католиков по улицам Москвы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ни общий опыт коммунистических преследований, ни частичный разворот России к миру после 1991 года не изменили враждебного отношения российского православия к католицизму. Были, конечно, и группы активных православных, например, круг отцов Александра Меня или Георгия Кочеткова, которые тесно сотрудничали и продолжают сотрудничать с католиками. Но это редкие исключения.

После распада СССР в 1991 году живущие на необъятных просторах России католики имели в своем распоряжении только два храма в столичных городах – Москве и Петербурге. В стране уже, правда, находились немногочисленные священники из Польши, связанные с польскими фирмами, но они не были официально зарегистрированы и в принципе могли заниматься служением только среди приехавших из-за границы соотечественников. […] Сейчас Католическая церковь - это одна архиепархия (Москва), три епархии (Саратов, Новосибирск, Иркутск) и одна апостольская префектура (Южный Сахалин).

Нравственность и духовность в России

Восстановление религиозности в начале 90-х годов часто связывалось в России с такими понятиями, как обращение, возрождение или возвращение бога. Все эти явления в какой-то степени, безусловно, появились, однако о массовом возврате религии в жизнь говорить было сложно. Многие разочарованные в коммунистической идеологии люди истово искали новую идею, которая могла бы стать для них путеводной звездой. Одни попадали в православную церковь, другие в католический или протестантский храм. Немало людей оказалось в ставших многочисленными на территории России религиозных сектах, эксцентричных или нередко радикальных в общественном и нравственном отношении. Появились даже пророки и одержимые, которые притягивали к себе десятки, а то и тысячи человек. Это явление наблюдалось несколько лет, вследствие чего через различные религиозные структуры прошли тысячи людей, надолго в них не задерживаясь: появляясь и так же быстро оттуда уходя.

В 2004 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич (Tadeusz Kondrusiewicz) на Конгрессе христианской культуры в городе Люблин обращал внимание на поверхностное и утилитарное восприятие религии в посткоммунистической России. Для среднестатистического жителя это страны христианство «означает лишь смену вывески и изменение знака в готовых суждениях с плюса на минус и наоборот», - сокрушался он, добавляя, что данному явлению не способствуют истинные внутренние метаморфозы. Анализируя духовное состояние сегодняшних россиян, московский архиепископ говорил о прогрессирующей деградации общественной и духовной жизни. «Полтора десятилетия либерализации России отчетливо подтвердили, что проще заменить серп и молот на крест, чем избавиться от советского характера мышления», - подчеркивал он.

Преобладает враждебное отношение к иным христианским конфессиям, что также является наследием коммунизма – системы, превозносившей все свое, и видевшей вокруг лишь угрозы. Руководство страны попустительствует национализму, находящему проявление, например, в заметной ксенофобии по отношении к всем народам живущим на Кавказе (за исключением армян, отношения с которыми в течение многих веков были теплыми и оживленными). Необходимо обратить также внимание на такие явления жизни общества, как коррупция, наркомания и алкоголизм. Невероятных размеров достигло число абортов: от четырех миллионов по официальным данным до семи по данным независимым. Абортам сопутствует огромное число разводов: распадается половина браков, а в случае молодых пар этот процент доходит до 70. В таких обстоятельствах о семье как о фундаменте общества говорить сложно. В результате в России сейчас, по данным последней переписи населения за 2010 год, чуть менее 143 миллионов жителей, а в сутки россиян становится примерно на две тысячи меньше.

В стране появились такие движения как «Трезвая Россия», призывающие к ограничению употребления алкоголя, однако им зачастую свойственны явственные национализм и ксенофобия, направленные против любых чужаков, появляющихся на российской земле.

В возрождении нравственной жизни начинают играть все большую роль восстановленные православные монастыри, испокон веков бывшие источником духовности прежней России. Новая сфера надежды на духовность россиян наметилась благодаря восстанавливающему свой авторитет институту старчества (одним из самых известных старцев был канонизированный сейчас Серафим Саровский), т.е. живущих в уединении монахов, являющих собой образец аскезы и духовной жизни.

Католическая церковь в России вносит в духовную и интеллектуальную жизнь в первую очередь разветвленное и интересующее россиян католическое социальное учение. Местные католики часто становятся лидерами благотворительных движений (Caritas) или движений pro life.

Взаимоотношения с Православной церковью

Ни общий опыт коммунистических преследований, ни частичный разворот России к миру после 1991 года не изменили враждебного отношения российского православия к католицизму. Были, конечно, и группы активных православных, например, круг отцов Александра Меня или Георгия Кочеткова, а позже настоятеля храма святых Косьмы и Дамиана отца Александра Борисова, которые тесно сотрудничали и продолжают сотрудничать с католиками. Но это редкие исключения. Обычно православно-католическое взаимодействие бывает возможным на уровне приходов, однако чем выше по церковной иерархической лестнице, тем сложнее найти примеры нормального, плодотворного сосуществования. Католические епископы в России обычно довольны, если встречают на территориях, где они работают хотя бы нейтральное отношение к католицизму со стороны местных православных владык.

Верующими людьми считает себя 65 процентов россиян, равнодушными к вопросам веры – 27 процентов, а атеистами лишь 4 процента. Характерно, что Россия – это практически единственная страна Европы, где молодежь более религиозна, чем старшее поколение, что может вызывать вполне обоснованные надежды на будущее. Однако доля практикующих верующих в российском православии низок и не превышает двух процентов. Первостепенной проблемой может здесь быть традиционная политическая вовлеченность Церкви. Она не использовала для проведения реформ краткого периода демократизации после 1991 года и сама не очистилась от предыдущего коммунистического рабства, когда многие иерархи из числа высшего духовенства были активными сотрудниками спецслужб.

Москва и Ватикан

Своего рода переломом во взаимных отношениях было назначение в 2003 году на пост нунция Святого престола в Москве архиепископа Антонио Меннини ( Antonio Mennini) – итальянца, опытного ватиканского дипломата, работавшего до этого в Болгарии. Его достижением в этой стране было выстраивание чрезвычайно плодотворного диалога с местной Православной церковью, выражением чего стал визит в Болгарию в 2002 году Иоанна Павла II. Одновременно с приездом в Москву архиепископа Меннини произошла интенсификация предпринимаемой Ватиканом экуменической деятельности. В марте 2003 года в Женеве состоялась встреча председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера (Walter Kasper) с бывшим тогда главой Отдела внешних церковных связей московского патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. «В ходе искренней беседы было согласовано проведение дальнейших консультаций в целях преодоления разногласий, существующих между двумя Церквями», - гласило официальное коммюнике. В феврале 2004 в Москву на несколько дней с визитом приезжал кардинал Каспер, который, в частности, встретился с патриархом Алексием II. Показательно, что во время визита в патриархию его сопровождал не архиепископ Кондрусевич, а только нунций Меннини. В завершении своего пребывания посланник Ватикана заявил, что «Католическая церковь является самостоятельной организацией и не будет ожидать согласия Православной церкви на ведение своей деятельности в России, хотя будет согласовывать с ней некоторые свои решения». Этот визит был воспринят как признак значительного потепления во взаимных отношениях, а одном из его плодов был проект по созданию смешанной православно-католической комиссии по рассмотрению случаев прозелитизма в России. Хотя в нее вошли наблюдатели от московского католического сообщества, патриархии и Рима, ее дальнейшая деятельность имела, скорее, имитационный характер.

Важным символическим жестом на пути улучшения взаимоотношений была передача в 2004 году Ватиканом патриарху московскому и всея Руси Алексею II иконы Казанской божьей матери.

В ноябре 2005 года Россию посетил глава Папского совета Justitia et Pax кардинал Ренато Мартино (Renato R. Martino). Поводом для визита стало русское издание «Компендиума социального учения Католической церкви», а в его ходе состоялась полуторачасовая встреча представителя Ватикана с митрополитом Кириллом. Оба иерарха подчеркнули необходимость «экуменического сотрудничества в общественной сфере».

В ноябре 2006 года в Санкт-Петербурге прошла пленарная ассамблея председателей Епископских конференций Европы. Подобное событие прошло на российской территории впервые. Это придало этом у событию особую значимость и, в частности. подчеркнуло организационную зрелось местного католического сообщества. Ассамблея дала также шанс для встречи католических епископов из Европы с Русской православной церковью. В то же самое время Апостольская столица передала Московской патриархии 10 тысяч евро на восстановление православного храма в Петербурге. В знак благодарности Алексий II подчеркнул, что видит в жесте Папы искреннее проявление любви к Православной церкви, что, несомненно, «может стать залогом дальнейшего развития наших двусторонних контактов в духе христианского братства и взаимной помощи».

В январе 2007 года в Москве заседала Рабочая группа по решению проблем между Московской патриархией и структурами Римско-католической церкви в России. Был подтвержден тезис о недопустимости прозелитизма во взаимных отношениях. В ходе встречи обсуждалось также изданное на русском языке «Правило по применению принципов и норм экуменизма», которое встретило теплый прием российской стороны.

Несмотря на все эти шаги к примирению и несомненного сближения, произошедшего в верховных кругах братских Церквей, до истинного перелома, каковой была бы встреча папы римского с московским патриархом, все еще далеко. «Для моей встречи с Бенедиктом XVI, нет подходящих условий», - заявил не так давно патриарх Кирилл. На вопрос о причинах такой позиции иерарх повторил прежние обвинения о «захвате» греко-католиками православных святынь в западной Украине.

«Я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то по крайней мере более энергично решать конфликтные вопросы», - сказал он в одном из своих интервью. […]

Будущее

Духовенство современной Католической церкви в России – это настоящий конгломерат рас и национальностей. Здесь работают люди практически со всех континентов, включая обе Америки и Азию. Необычное явление – темнокожие священники, обучавшиеся и принявшие сан в России, приехав в эту страну учиться в светских учебных заведениях, но потом принявших решение поступить в местную духовную семинарию.

Это учебное заведение было открыто в Москве, а позже перенесено в Петербург, где сложилась более благоприятная для католицизма атмосфера, чем в столице. Для сравнения: в Петербурге власти передали местным католикам шесть исторических церковных строений, а в Москве – одно, к тому же после долгих протестов и голодовок. Каждый год принимают сан один – два новых священника, чаще всего россиян, но среди них бывают и граждане других стран бывшего СССР – Белоруссии или Украины. Проблема российского католицизма - нестабильность: относительно часто случается так, что спустя всего несколько лет священники обычно из-за желания создать семью оставляют пастырскую деятельность. Определенное влияние оказывает на это православие, где требование целибата не распространяется на приходское духовенство.

Радовать, несомненно, может заметная активность различных католических движений, в т.ч. в локальных Церквях. На территории России присутствуют «Фоколяры», движение Comunione e Liberazione («Общение и освобождение»), «Матери в молитве», неокатехуменат или Una Voce Russia («Единым гласом»).

Католическая церковь в России несмотря на сложности и многочисленные препятствия, с которыми она продолжает сталкиваться, все более решительно говорит о своей идентичности. Ей еще далеко до того, чтобы стать в полной мере русской, возможно, таковой она никогда и не станет, поскольку Россия – страна православия, а католики здесь - это до сих пор в большинстве своем люди с польскими, белорусскими, литовскими или украинскими корнями. В Католическую церковь приходят новые люди, а кто-то уже рождается в ней, в традиции своих предков. Подавляющее число служб проходит на русском языке. Создается новое качество, новая духовность. Как видно на примере крупнейших городских центров – Москвы, Петербурга, Калининграда, Новосибирска, Красноярска, Иркутска или Владивостока католицизм находит в обществе свое место и все лучше вписывается в пеструю мозаику религий России.