Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Правительственная коалиция меняет облик каждые несколько дней - депутаты оставляют свои партии и переходят в те политические движения, которые они еще вчера гневно обличали во всех смертных грехах. И все это - в связи с общественной дискуссией, развернувшейся вокруг призыва в армию учащихся ультраортодоксальных йешив.
Но корень проблемы - совсем в ином. С юного возраста я вел ожесточенные споры со своими двоюродными братьями-ультраортодоксам, пытась убедить их, насколько важно служить в еврейской армии. Мы вели эти споры спустя короткое время после гибели моего дяди во время Шестидневной войны.
Читайте также: Танк будущего для Армии обороны Израиля
Даже гибель нашего общего кузена в ходе Войны Судного дня не изменила отношение двоюродных братьев к армейской теме. В последние годы мы вообще перестали говорить об этом. Я наконец осознал, что между нами существует колоссальный разрыв во всем, что касается наших взглядов на мир. Речь не идет о сугубо практических вопросах. С их точки зрения, государство Израиль - не более, чем технический инструмент. Они не чувствуют себя частью израильского общества, израильской культуры. Они считают, что условием подобной связи может быть только одно - государство и общество должны безоговорочно принять мир Торы.
Тот, кто осознает глубинную суть этих разногласий, обязан понять, что речь идет о ментальной пропасти, лежащей между нами. Нет никаких шансов ее преодолеть. С их точки зрения, даже если раввин Ронецки станет начальником генерального штаба ЦАХАЛа, а все высшие офицеры в генштабе будут соблюдать заповеди, и этого будет недостаточно для того? чтобы изменить их восприятие и отношение к происходящему.
В центре их мировоззрения - единый постулат: все в руках Господних - жизнь и смерть. Рассчитывать можно только на Тору и тех, кто ей служит. Мы можем не соглашаться, злиться, ругаться, спорить - но это то, что есть. Никакой закон не изменит отношение ортодоксов (харедим) к военной службе. Вместе с тем, мы должны продолжать этот спор. Нам нельзя уступать.
Также по теме: Европа планирует политический переворот в Израиле
Я не стал принимать участие в субботних манифестациях протеста. Так же, мне думается, поступило большинство религиозных сионистов. Признаем честно. Я не уверен, что организаторы и участники манифестации хотели видеть нас рядом с собой. Во всяком случае, об этом свидетельствовали и список выступающих на митинге, и время, выбранное для проведения акции.
Мне кажется, что вся нынешняя кампания предназначена, скорее, для того, чтобы желающие могли обрушиться с нападками на харедим, а не для того, чтобы достичь равенства в распределении гражданского бремени. Некоторым из нас это напомнило период размежевания. Многие хотели не столько мира и тишины, сколько испытывали желание побольнеее задеть поселенцев.