Планы НАТО устраивать здесь - на определенных участках территории Эстонии - частые тренировочные полеты, причем, на низкой высоте, - для нас хорошая новость.
Если самолеты разных стран начнут участвовать в учениях в Эстонии с ее редким воздушным сообщением, военное присутствие НАТО возрастет, и это станет знаком, что альянс действует фактически, а не только как статья на бумаге.
После долгого замешательства на тему, есть ли у оборонного сообщества детальные планы по защите Эстонии, Латвии и Литвы на случай кризиса, - это ободряющий знак. У государства, возможно настроенного в отношении Эстонии не очень хорошо, не должно создаваться впечатления, что оборонные гарантии на самом деле не действуют, или что союзнические связи недостаточно глубоки. Присутствие создает чувство уверенности.
Да, полеты самолетов сопровождаются шумом, хотя этот шум, очевидно, несравним с тем, что создавали советские военно-воздушные силы. Просто уровень присутствия оккупационных войск был совершенно иным. Народ, который не желает, чтобы в его воздушном пространстве летали недружественные самолеты, должен примириться с неудобствами, создаваемыми дружескими самолетами. Во всяком случае, в нашем географическом месторасположении необходимо признать этот выбор. Вспомним, что непосредственно перед вступлением Эстонии в НАТО военные самолеты России стремились зайти так далеко в воздушное пространство Эстонии, что в одном случае даже намеревались пройти вблизи от Таллинского рейда. Ничего подобного не может себе позволить ни одно суверенное государство.
Самой Эстонии очень сложно и обременительно создать самостоятельные военно-воздушные силы. Если приложить безумные усилия, их создать можно. Но с ними не очень-то будут считаться, а в результате будет упущена возможность создания целого ряда других, более будничных вещей для развития Сил обороны. Рассчитывать на то, что воздушная оборона с привлечением других государств будет вечной и само собой разумеющейся, было бы конечно, неразумно. Опосредованно за их самолеты в нашем небе платят молодые люди из Сил обороны, которые рискуют в Афганистане своими жизнями и здоровьем.
Есть и другие взносы. Шум и загрязнения от авиационного топлива - это одна из цен, которую нам нужно будет за это заплатить. На высоте двухсот метров самолеты летают редко, но даже если такое и случится, и они потревожат некоторые заселенные районы, то в отдаленных районах они смогут испугать только скотину. Что же делать? В случае с природой выбор невелик. В населенных же пунктах в случае широких протестов нужно будет вносить коррективы в программы учений по времени и месту их проведения. Ведь у советских ВВС не было принято спрашивать, беспокоят они кого-нибудь или нет.
Тем более, нужно заставить считаться с НАТО.
Перевод: Хейно Сарап