Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Протесты Pussy Riot угрожают не только режиму Путина

Отношение к Pussy Riot очень многое говорит о тесных связях между церковью и Кремлем в путинской России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие иностранные обозреватели считают арест и суд над тремя членами российской женской панк-группы Pussy Riot чисто политическим событием, которое говорит об усилении авторитаризма и нетерпимости путинского государства.

Многие иностранные обозреватели считают арест и суд над тремя членами российской женской панк-группы Pussy Riot чисто политическим событием, которое говорит об усилении авторитаризма и нетерпимости путинского государства.


Мария Алехина, Надежда (Надя) Толоконникова и Екатерина Самуцевич были арестованы в марте после того, как на YouTube появились кадры протестного выступления Pussy Riot в московском храме Христа Спасителя. 21 февраля эта группа зашла на амвон храма (обычно вход прихожанам туда запрещен) и исполнила сатирический «молебен» за избавление России от Владимира Путина, который в тот момент боролся за переизбрание. Выступление длилось менее минуты. С тех пор эти три женщины, которым чуть больше двадцати лет, и у двоих из которых есть маленькие дети, находятся в тюрьме, и им запрещено видеть даже своих партнеров. Суд над ними начался вчера, и им снова было отказано в выходе на свободу под залог. В случае признания вины девушек могут осудить на срок до семи лет, а оправдательные приговоры в России редки.

Эффектное выступление Pussy Riot в храме стало одним из нескольких публичных протестов, организованных группой в преддверии президентских выборов, состоявшихся в этом году. А обращение с ними вполне укладывается в шаблон действий властей по подавлению инакомыслия. Так, в июне Путин подписал закон, увеличивающий штрафы и наказания за нарушение общественного порядка. Многие увидели в этом попытку свести на нет мирные и законные политические протесты. В России и за ее пределами мало кто верит в независимость российской судебной системы. Как считают многие, арест и необычайно суровое обращение с тремя женщинами является  результатом приказа с самого верха и демонстрирует личную мстительность президента, против которого и были направлены эти протесты.

Но данное дело проливает свет и на руководство Русской православной церкви, особенно - на ее руководителя патриарха Кирилла. По словам мужа одной из арестованных женщин Петра Верзилова, действия по выявлению и задержанию участниц панк-молебна начались лишь после того, как патриарх увидел видеозапись. Сначала полиция никаких действий не предпринимала, но патриарх, просмотрев запись, лично связался с Путиным и с главой московской полиции.

Кирилл решительно осуждает действия Pussy Riot, называя их богохульством. Выступая в апреле, он заявил, что на церковь ведутся гонения. Он резко возразил против «издевательств над святынями», которые «выставляют как законное выражение человеческих свобод, подлежащих защите в современном обществе». Руководство церкви потребовало сурового наказания для женщин за осквернение святынь.

Западные средства массовой информации сглаживают святотатственный характер выступления Pussy Riot, видя в нем, в основном, политический подтекст. Возможно, так оно и было. Но это также был поистине шокирующий поступок для российской религиозной культуры, в которой (в отличие от западного христианства) сохраняется чувство божественного начала церки и ее священного пространства. Российское православие - это религия, основанная скорее на опыте, чем на доктрине. В ее основе лежит миф о делегации, отправленной киевским князем Владимиром в Константинополь. Эти люди вернулись обратно, охваченные благоговением перед Византийской церковью. «Не знали мы - на земле мы или на небесах», - говорили они. С тех пор русские православные храмы и службы с их иконами, запахом ладана и великолепными и ревностными песнопениями пытаются воссоздать рай земной.

Официальный представитель Кирилла протоиерей Всеволод Чаплин сравнил акцию Pussy Riot и ее воздействие на верующих с сожжением Корана, заявив, что его «глубоко тревожит будущее общества, в котором сеющие раскол действия игнорируются».

Не все русские православные верующие согласны с этим. Многие выступают против суровой официальной позиции церкви, которая, похоже, забыла про христианские идеалы всепрощения и призывы подставить другую щеку. Безусловно, это очень удобно для Путина, который предоставил церкви возможность осуждать протесты. Сделав так, чтобы с женщинами обходились сурово, он не просто говорит о том, что инакомыслие нетерпимо, но и укрепляет свой неоцаристский имидж защитника православия.

В первое время после избрания Кирилла патриархом его считали более умеренной фигурой, чем предшественника Алексия II – бывшего агента КГБ, чей национализм порой приводил в замешательство даже Путина. Но в политическом и личном плане Кирилл близок к президенту. Его часто видят рядом с Путиным, причем, иногда он надевает шикарные дорогие часы. А Путин, со своей стороны, часто присутствует на религиозных церемониях. Перед мартовскими выборами Кирилл даже превозносил Путина, называя его «божьим чудом», ниспосланным для избавления России от «ужасного системного кризиса» ельцинской поры.

Не могу себе представить, чтобы британский премьер-министр получал такое благословение от архиепископа Кентерберийского. Но ведь и Русская православная церковь - это не Церковь Англии. В царские времена она была священным олицетворением государственной власти, полностью подчинявшейся правящей династии. Даже при коммунистах, которые на пике своей славы и мощи сносили храмы или превращали их в музеи атеистической мысли, руководство православной церкви сохраняло свою политическую покорность. Бывший священник-диссидент Глеб Якунин, проведший пять лет в лагере для заключенных, а позднее избранный в парламент, был потрясен масштабами коллаборационизма церкви с государством, когда в конце 1990-х получил доступ к архивам. Церковь, сделал он свой вывод, «была практически филиалом КГБ».

Тем не менее, вместе с падением коммунизма произошла политическая реабилитация  православной церкви, и она начала уверенно наращивать свое влияние. Символом перемен стало восстановление храма Христа Спасителя, который был взорван по указанию Сталина, а на его месте появился плавательный бассейн. Отчасти именно поэтому протест Pussy Riot вызвал такой скандал. Эта акция была направлена не только против самовластия путинского режима, но и против привилегий церкви, полученных ею за то, что она беспрекословно подтверждает религиозную и нравственную легитимность этого режима.