Сегодня, когда кажется, что силы иссякли Юкка нуждается в силе, смелости, рациональности и воле к борьбе. Это последний день в офисе центра исследований Nokia в хельсинском районе Руохолатхи, что в трех остановках метро от центра финской столицы. «Со следующей недели я переберусь в центральный офис. Мне сказали, что альтернативы нет». Огромное здание, построенное в соответствии с нормами защиты окружающей среды опустело. Двери заперты, свет потушен, по стеклянным стенам уже видно, что тут не убираются. В июне компания объявила о плане реконструкции, который будет стоить рабочих мест десяти тысячам человек по всему миру. Индустриальный символ финнского возрождения после окончания холодной войны и рецессии, начавшейся после краха товарообмена с почившим Советским Союзом, расплачивается за безжалостную конкуренцию с фирмами Apple e Samsung. Nokia сокращает производство, хотя на проспекте, обсаженном деревьями, который окружает квартал, все так спокойно.
В Itameren Helm некоторые греются под лучами последнего летнего солнышка и потягивают пиво. Владелец, иммигрант из Индии пожимает плечами: «В выходные у меня мало клиентов, но я не жалуюсь». Мамы гуляют с детьми, велосипедисты проносятся по ухоженной велосипедной дорожке. В Интернете сходят с ума по смешным цветным воробьям из игры Angry Birds, созданной компанией Rovio, мировая литература восхваляет Софи Оксанен и ее романы. Япония Европы, непотопляемая родина высокого рейтинга ААА не сдается перед трудностями. Это дух упорства, который помог финнам дать отпор русским в 1940 году. По сравнению с несчастьями Испании, греческой трагедией и рецептами, навязанными Ирландии и Португалии, происходящее здесь – просто ничто. Валовой внутренний продукт в этом году вырастет на 1,5%, дефицит бюджета под контролем, безработица составляет 8%, а внутреннее потребление все еще не падает. В Финляндии расходы на исследования продолжают оставаться самыми высокими в Европе, они составляют почти 4% ВВП. Однако экономический рост за последние два года сократился вдвое, безработица среди молодежи достигла 20%, высокая продолжительность жизни населения угрожает подорвать пенсионную систему, государственный долг на 8%, чем три года тому назад. Последний доклад ОБСЕ подчеркнул кризис экспорта в бедной сырьем стране: с 7,8% в 2010 году он упал до -0,8% в прошлом году, в этом году он должен вырасти до 2,2%. Центральный банк посвятил большую часть своего последнего доклада очень высоким ценам на недвижимость и съем жилья.
Правительство планировало постройку двух атомных электростанций, но совместный проект с французской компанией Areva буксует из-за полемики и технических задержек. В прошлом году политика должна была начать считаться со скандалом – популистская, антиевропейская и ксенофобская партия «Истинные финны», которая прежде оставалась на задворках общественной жизни, набрала 20% голосов. Лидера партии зовут Тимо Сойни, он католик. Самые яростные критики (как министр по делам ЕС и внешней торговли Александр Стубб) объясняют успех Сойни кризисом еврозоны и недостаточной дисциплиной некоторых европейских партнеров.
В правительстве Финляндии сегодня неслыханная коалиция право-левого большинства, на создание которой ушло два месяца. Чтобы удержать в рамках государственный бюджет, финны тоже должны прибегать к режиму строгой экономии. За несколько месяцев до административных выборов в парламенте обсуждается реформа, в результате которой в целях финансовой экономии намереваются наполовину сократить число коммун (сейчас их 330). Несмотря на жертвы, опросы общественного мнения показывают, что «странное большинство», возглавляемое молодым Юрки Катайненом, пользуется широкой поддержкой, а количество сторонников Сойни уменьшается. Это, кажется, связано с тем, что трудности не скрывают, а к кризису Греции и Испании здесь относятся с уважением. То, что Финляндия дала зеленый свет пакету европейской помощи, было обусловлено подписанием двух двусторонних соглашений, согласно которым, Афины и Мадрид дали финскому правительству реальные гарантии. «В девяностые годы мы должны были сделать решительный выбор. Как и тогда мы нуждаемся в новом толчке», - часто говорит Катайнен. Это то, что он, вероятно, скажет Монти, который находится в Хельсинки с официальным визитом: если это возможно для нас, то возможно и для европейских партнеров.