В минувший четверг правительство одобрило отчет о выполнении государственной программы интеграции за 2011 год и утвердило цели на год текущий. Об этом радостно отрапортовало министерство культуры, в ведении которого, как известно, и находится сфера интеграции - с того самого момента, как в 2009 году правительство посчитало, что Эстонии больше не нужен министр по делам народонаселения, так как у нас в этой области все хорошо.
На примере пресс-релиза министерства, который был растиражирован средствами массовой информации, хорошо видно, как много зависит от способа подачи материала. Путем подчеркивания одних данных и замалчивания других можно создать картину, глядя на которую просто умиляешься - как же здорово все-таки обстоят у нас «интеграционные дела».
Главный факт, который приводится в новости министерства - это цифры из Мониторинга интеграции эстонского общества, представленного в марте этого года: «По сравнению с 2008 годом доля полностью интегрированных увеличилась в два раза: с 7,5% до 13,2%». Похоже, что даже не слишком жаркое лето привело к тому, что работники министерства перегрелись на солнце - результаты мониторинга говорят как раз об обратном: «Количество совершенно не интегрированных увеличилось в два раза (7,5 % в 2008 г. и 13,2 % сейчас)». Такая ошибка при составлении пресс-релиза полностью сводит на нет пафосную попытку показать успехи государства в сфере интеграции, одновременно демонстрируя уровень компетентности работников Минкульта.
Вице-канцлер министерства Анне-Ли Реймаа подчеркнула в качестве положительного примера сокращающееся число неграждан, которое теперь составляет «менее 7% от общего числа населения». Даже не буду заострять внимание на том, что на самом деле неграждан у нас получается почти 7,5% (по данным Департамента полиции и пограничной службы на начало июля - 96 тысяч при общем населении 1,294 млн. человек). Уменьшение количества неграждан в Эстонии действительно происходит, но, в первую очередь, за счет естественной причины - «ухода из жизни значительного числа пожилых людей», как сказал в мае глава МВД Кен-Марти Вахер. Стоит ли Министерству культуры столь оптимистично рапортовать об этом - большой вопрос. Другое дело, если б неграждан становилось все меньше благодаря их переходу в гражданство ЭР, но тут все, увы, обстоит печально: за первые 6 месяцев этого года гражданами Эстонии стали всего 529 лиц без гражданства…
В программе, рассмотренной в четверг правительством, сказано: «Если в 2008 году только 51% лиц без гражданства говорили, что хотели бы получить эстонское гражданство, то в 2011 году таких было уже 64%». Не правда ли, напоминает древний анекдот - «и вы говорите». Сколько из этих желающих получить гражданство ЭР действительно его получит, видно по вышеупомянутым темпам натурализации. Я знаю немало людей с серыми паспортами, которые действительно хотят стать гражданами Эстонии и даже готовы сдать соответствующие экзамены, но у них нет свободных денег, чтобы заплатить за недешевые курсы эстонского языка. Ведь у нас, в отличие от большинства цивилизованных стран Европы, курсы эти почему-то до сих пор остаются платными, что в очередной раз демонстрирует позицию государства в этом вопросе.
Словом, на интеграцию выделяются миллионы (в 2012 году - 7,5 млн. евро), а воз и ныне там. Правительство с оптимизмом рапортует, в каком темпе у нас умирают люди без гражданства, как много людей говорят о том, что хотят стать гражданами Эстонии, как будет повышаться качество обучения на эстонском языке в русских школах, а мы, очевидно, должны слушать все это и радоваться успехам страны на ниве интеграции. Даже если мы их и не видим.
Впрочем, чего еще ждать, если раздел коалиционного договора Партии реформ и IRL под названием lõimumine один в один повторяет соответствующую главу предвыборной программы реформистов, где интеграция, по сути, приравнивается к изучению эстонского языка. А единственный пункт, добавленный туда партией IRL, налагает вето на внесение изменений в политику гражданства. Вот такая интересная интеграция у нас получается.