Два года назад в Соединенных Штатах была раскрыта сеть российских шпионов. После этого, как в годы холодной войны, в аэропорту города Вены был проведен обмен агентами: десять разоблаченных шпионов, в том числе - рыжеволосая звезда шпионажа Анна Чапман, были обменены на четырех людей, осужденных в России за шпионскую деятельность.
Некоторые из российских агентов проживали в Соединенных Штатах с 90-х годов и вели довольно спокойный образ жизни. Они имели отдельные дома или большие квартиры, работали на американских предприятиях, имели хорошие отношения со своими соседями. У них не было доступа к совершенно секретной информации, и их многолетняя деятельность не нанесла большого ущерба Соединенным Штатам, подчеркивалось в то время.
В российских средствах массовой информации ходили шутки о том, что эти агенты хорошо устроились за счет секретных служб. Их главная задача как раз и состояла в том, чтобы как можно лучше интегрироваться в американское общество. И вот теперь выясняется, что часть их изощренного плана, вероятно, состояла в том, чтобы воспитать следующее поколение агентов.
Газете Wall Street Journal удалось узнать от американских властей о том, что некоторые шпионские пары, судя по всему, намеревались сделать агентами своих детей. Газета полагает, что российские секретные службы таким образом рассчитывали проникнуть в правительственные органы Соединенных Штатов.
Следующее поколение
У этих родителей были свои легенды и фальшивые личные данные, но если бы они стали претендовать на получение работы в правительственных органах, то с очень большой вероятностью были бы разоблачены при проведении соответствующей проверки. Однако, в случае с детьми все было бы иначе, поскольку они выросли в Америке и говорили по-английски без акцента – такие кадры намного ценнее.
В общей сложности у российских шпионов насчитывалось семь детей, однако не все из них были завербованы. Вероятно, дальше всех в этом отношении продвинулся молодой человек по имени Тим Фоли (Tim Foley). Когда его родители были арестованы, ему было 20 лет и, по данным газеты Wall Street Journal, он уже согласился работать на Москву в качестве агента.
Тим Фоли является сыном Андрея Безрукова и Елены Вавиловой, которые в то время проживали в Соединенных Штатах под вымышленными именами Дональд Хэтфилд (Donald Heatfield) и Трейси Фоли (Tracy Foley). Его мама работала в Бостоне в одной из риэлторских фирм, а отец получил степень магистра в Институте государственного управления имени Кеннеди в Гарварде и возглавлял свою собственную консультативную компанию под названием Future Map Strategic Advisory Services.
Они выдавали себя за франко-канадцев, и Хэтфилд взял себе имя канадского гражданина, умершего еще в детском возрасте. Эти люди вели вполне добропорядочный образ жизни в Бостоне и, по данным газеты Boston Globe, у них было двое детей. Соседи считали эту паду дружелюбной и приветливой, и только учительница французского языка обратила внимание на то, что Трейси Фоли говорит со странным акцентом.
Теперь предстоит жизнь в России
Старший сын Тим Фоли в 2010 году как раз завершил свое обучение на первом курсе Университета Джорджа Вашингтона. Незадолго до этого его родители рассказали ему о своей двойной жизни и предложили ему также стать шпионом.
По данным газеты Wall Street Journal, это было доказано в ходе проведенного ФБР расследования, в рамках которого в доме этой семьи была установлена аппаратура прослушивания. Тим Фоли, судя по всему, согласился поехать в Москву для того, чтобы пройти специальную подготовку в российской секретной службе. В конце этого разговора он, якобы, даже отдал честь «матушке России».
Пока остается неизвестным, прошел он специальную подготовку или нет. Американские власти решили не предъявлять ему обвинение, поскольку он был еще слишком молод и находился под влиянием своих родителей. В настоящее время Фоли живет в России, утверждает адвокат его отца Питер Круп (Peter Krupp). Он также отрицал, что Тим Фоли был завербован как агент и вообще что-либо знал о деятельности своих родителей. По мнению адвоката, все это - вздор, поскольку было бы слишком рискованно доверять такого рода информацию подростку.
После скандала и разоблачения его отец Хэтфилд-Безруков был лишен диплома Гарварда, что, однако, не помешало ему быстро найти хорошую работу в России. В конце 2010 года он стал менеджером по международным проектам в государственной нефтяной компании «Роснефть», сообщила газета «Коммерсант».
Другие разоблаченные шпионы также не были забыты государством, и, более того, на родине их приветствовали как героев. Владимир Путин, сам в прошлом сотрудник секретной службы, лично встретился с ними и обещал им хорошую жизнь на родине – а также месть «предателям». В конце они все вместе спели песню «С чего начинается родина».
Это коснулось не всех детей
Большинство шпионов и их семьи предпочитают оставаться в России в тени. Однако это не относится к Анне Чапман, которая в полной мере использует свою историю, а ее деятельность сегодня можно рассматривать как своего рода рекламную кампанию, целью которой является привлечение молодых россиян к работе в качестве агентов. Вскоре после своего возвращения на родину эта привлекательная женщина и в прошлом агент стала советником российского «Фондсервисбанка», а также - членом общественного совета молодежной организации правящей партии «Единая Россия».
Бывший в то время руководителем организации «Молодая гвардия» Тимур Прокопенко назвал Чапман «героем своего поколения» и образцом патриотизма для молодежи.
Чапман приняла участие в эротической фотосессии, и эти снимки были затем опубликованы в одном из мужских журналов. Кроме того, она получила собственную телепрограмму под названием «Тайны мира с Анной Чапман», а недавно была замечена и на подиуме – во время показов моды в Турции она дефилировала там в красном платье. С прошлого года она является также главным редактором журнала Venture Business News. У 30-летней Чапман пока нет детей.
До сих пор не известно, что произошло с детьми других агентов после ареста их родителей. По информации газеты Wall Street Journal, американские власти предполагают, что планы относительно воспитания нового поколения шпионов не ограничивались только Тимом Фоли.
Но были и такие дети, которых вся эта история не коснулась. Несовершеннолетний сын Михаила Васенкова, носящий имя Хуан Ласаро (Juan Lazaro), даже получил возможность остаться в Соединенных Штатах. Этот молодой человек хочет стать пианистом – по крайней мере об этом своим бывшим коллегам рассказал его отец.