Не называйте это возвращением, ибо моряки говорят, что их любимый робот-вертолет фактически никогда не вставал на прикол. Сейчас разведывательный беспилотный летательный аппарат MQ-8B Fire Scout присоединился к охоте спецназовцев на пиратов у побережья Африки. Это его первое боевое задание с того момента, как ВМС этой весной на короткое время прекратили применение «огненных разведчиков» из-за ряда необъяснимых технических сбоев.
Капитан первого ранга Патрик Смит (Patrick Smith), руководящий программой ВМС по использованию четырехлопастного беспилотного вертолета, сказал во вторник журналистам, что на борту американского фрегата-ракетоносца Klakring имеются четыре беспилотника Fire Scout. Недавно Klakring начал свой шестимесячный поход в Африку, и на его борту находится подразделение специального назначения, выполняющее задачи по борьбе с пиратством, отметил Смит. Камеры, установленные на Fire Scout, помогут экипажу проводить поиск и захват пиратских кораблей.
Это подчеркивает то значение, которое ВМС придают беспилотнику. Охота на пиратов у побережья Африки - это одна из самых неотложных задач военно-морских сил. А операции проводятся всего спустя несколько месяцев после того, как в ВМС неохотно признались, что Fire Scout необходимо временно поставить на прикол, чтобы устранить некоторые имеющиеся неполадки.
В апреле ВМС столкнулись с двумя «не связанными между собой летными происшествиями» Fire Scout. Одно произошло в Афганистане – и это было крушение БПЛА, а второе на борту корабля ВМС Simpson, когда вертолет не смог вернуться на базу после выполнения разведывательного задания. ВМС объявили «паузу в эксплуатации» беспилотника, как дипломатично выразился Смит. Окончательно его полеты запрещать не стали, но такая пауза вызвала целый ряд вопросов по поводу технического состояния вертолета.
Теперь проблемы решены, заявил Смит. Поиск причин аварий показал, что в Афганистане виной всему были неполадки навигационной системы Fire Scout. Что произошло с летательным аппаратом с корабля Simpson, понятно не до конца. В итоге ужесточили порядок технического обслуживания, дабы предотвратить запуски неисправных беспилотников. К концу апреля – началу мая, заявил Смит, вертолет-разведчик уже снова летал в небе северного Афганистана, а спустя несколько месяцев четыре летательных аппарата начали готовить к работе с борта Klakring.
Для ВМС это приятная новость – если они не поспешили с возвращением вертолета в строй, недостаточно подготовив его к выполнению задач в море. Еще до «паузы» моряки выяснили, что Fire Scout не выполняет около половины своих задач. Вертолет уже использовали для выслеживания наркоконтрабандистов в Южной Америке и в войне в Ливии в прошлом году. На подходе - его новые модификации.
По словам Смита, он работает над тем, чтобы установить на борту Fire Scout высокоточную ракету с лазерным наведением, носящую название Advanced Precision Kill Weapons System. По сути дела, он хочет превратить «огненного разведчика» в вертолетную версию беспилотника Predator, чтобы тот мог уничтожать цель, как только ее засекут камеры. Идея состоит в использовании инфракрасного тепловизора под брюхом вертолета в качестве лазерного целеуказателя, чтобы производить захват цели для ее поражения ракетой. Смит надеется, что беспилотники Fire Scout с таким оружием на борту будут готовы к применению к 2014 году, то есть - чуть позже, чем ожидалось. Кроме того, к этому же времени в ВМС надеются закупить для вертолета новую модульную РЛС.
Если Конгресс не прекратит ассигнования, ВМС планируют направить модернизированные Fire Scout еще на несколько кораблей. Фрегаты Bradley, Roberts, Simpson и Kaufman должны получить беспилотники к 2015 году. Смит также проверяет, насколько эффективно можно использовать Fire Scout с авиацией нового боевого корабля прибрежной зоны. Если окажется, что у этого беспилотника есть серьезные технические недостатки, не подлежащие устранению, то моряки испытают это на собственной шкуре.