В четверг, 2 августа, в Лондоне прошли переговоры премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона с президентом России Владимиром Путиным. Главы государств обсудили положение в Сирии. На пресс-конференции после встречи Кэмерон заявил, что разногласия между двумя странами о методах прекращения кровопролития в Сирии преодолены не были. Накануне визита Путина в газете Times было опубликовано обращение ряда британских политиков и общественных деятелей, которые призвали президента России освободить политзаключенных.
Владимир Кара-Мурза: На играх ХХХ Олимпиады в Лондоне побывал президент Путин. Здесь продолжается турнир по дзюдо. Когда началась вечерняя часть соревнований, на трибунах появился президент Российской Федерации. Владимира Путина сопровождал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Дзюдоист сборной России Тагир Хайбулаев выиграл, и Путин поздравил его с победой.
Пока соревнования дзюдоистов не начались, Путин и Кэмерон успели поговорить о кризисе в Сирии, обсудили различные вопросы торгово-экономического сотрудничества и провели пресс-конференцию.
Читайте также: Хотят ли англичане остаться в Евросоюзе?
Накануне в Лондоне прошла акция протеста под лозунгом «Остановите Путина». По мнению демонстрантов, власти Великобритании должны были запретить российскому президенту въезд в страну, как они сделали это ранее в отношении Александра Лукашенко.
Кроме того, британские общественные и политические деятели обратились к Путину на страницах газеты Times с призывом освободить из тюрем узников совести.
Последний раз Путин был на территории Соединенного королевства в 2005 году во время саммита «восьмерки» в Шотландии, а единственный государственный визит совершил еще в 2003. Последние годы политические отношения между Великобританией и Россией были напряженными, одна из причин - убийство в Лондоне в 2006 году экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.
О том, способен ли визит Владимира Путина в Лондон прервать многолетнее охлаждение между Россией и Великобританией, мы беседуем с Владимиром Буковским, бывшим советским политзаключенным, ныне проживающим в Великобритании, и Борисом Тумановым, журналистом-международником, бывшим заведующим международным отделом еженедельника «Новое время». Скажите, как вы оцениваете состоявшийся визит Путина в Великобританию?
Борис Туманов: Вы знаете, судя по тому, что по этому поводу говорит наша печать, ему преподнесли подарок наши дзюдоисты, и мне кажется, что это было для него самым главным событием, а, разумеется, никак не встреча с Кэмероном. Меня крайне удивила обтекаемая формулировка как самого Кэмерона, так и Путина о том, что у них нашлись точки соприкосновения, идентичные взгляды, и что теперь необходим диалог о том, как спасти ситуацию в Сирии. Это проходит на фоне событий, которые показывают, что это - просто арьергардные бои или попытка спасти лицо. Я думаю, Кофи Аннан покидает свой пост ооновского посредника в Сирии в состоянии отчаяния и негодования, а бои уже перешли точку невозврата. Я не могу понять, о каком диалоге сегодня может идти речь между Россией и ее западными оппонентами.
Также по теме: Экспорт британской культуры, или «попробуйте английский кекс»
Владимир Кара-Мурза: К нашему разговору подключился Владимир Гладышев, адвокат по делам российских бизнесменов, живущих в Лондоне. Как по-вашему, осложняет ли российско-британские отношения пребывание в Лондоне политэмигрантов из России?
Владимир Гладышев: Я думаю, в настоящее время тему российско-английских отношений и тему пребывания политэмигрантов из России британские власти хотят развести по разным углам политического ринга. Дело в том, что, конечно, наиболее важным итогом визита Путина в Лондон сегодня является то, что этот визит вообще состоялся. Этим визитом фактически английскими властями подводится черта под делом Литвиненко. Фактически, дело Литвиненко было первым примером ядерного терроризма, убийства английского гражданина на территории Великобритании с помощью плутония, и понятны все последствия - мы все это помним. После этого российский руководитель стал в Лондоне персоной «нон грата». Но ситуация несколько изменилась. У английских политических властей есть резоны в настоящее время, по крайней мере, держать открытым направление диалога с Россией. Понятно, что такому диалогу, мягко говоря, не будет помогать весь букет непростых проблем, связанных с политической эмиграцией в Лондоне и тем, почему они оказались в Лондоне. По моим наблюдениям, в настоящее время английские власти хотели бы, чтобы вопросы, связанные с делом Литвиненко, с делом ЮКОСа, с другими делами, с делом Березовского, другими многочисленными делами, перешли бы из юридической плоскости в правовую. Я не думаю, что английское правительство будет каким-то образом давить на власти собственной страны с тем, чтобы эти проблемы решать так, как их хочет решить Путин. Я думаю, просто от этих проблем правительство Великобритании постарается абстрагироваться и держать минимально открытыми пути диалога с Кремлем.
Владимир Кара-Мурза: Федор Шелов-Коведяев, бывший первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, не придает поездке президента политического значения.
Читайте также: США, Франция и Англия тормозят расследование по торговле органами
Федор Шелов-Коведяев: Нет, он слетал посмотреть свой любимый вид спорта, поддержать спортсменов - это совершенно очевидно. Я, правда, пока не знаю результатов - порадовали его, вернее - всех нас - спортсмены или нет. Была протокольная встреча с Кэмероном по вопросам Сирии и по некоторым другим, которые представляют взаимный интерес. Насколько я понимаю, разговор Медведева с Кэмереном вышел достаточно безрезультативным. Здесь, я тоже думаю, никаких чудес не произошло, поэтому, скорее, это была поездка посмотреть свой любимый вид спорта.
Владимир Кара-Мурза: Какие проблемы, по-вашему, препятствуют нормализации отношений между Россией и Великобританией?
Владимир Буковский: Проблемы эти накопились. Сначала они имели скорее дипломатический характер. Дело в том, что многие требования России британское правительство не могло выполнить, а Россия этого не понимает. В частности, о выдаче каких-то людей. У нас - судебный контроль за предоставлением убежища. Поэтому в целом ряде случаев суд принимал решения, а правительство ничего сделать не могло. Этого в Москве не понимают, они вообще не понимают, что есть еще какая-то власть, кроме единой. И они обиделись. Это началось еще с Закаева, Березовского, потом известное дело Литвиненко, они уже не хотели отдавать своего агента. Это все накапливалось. Известные дела с «Бритиш Петролеум». Здесь непонимание - определенное: Москва плохо понимает, как работает в Британии власть, и обижается все время.