Известные вина нередко уходят за большие деньги с аукционов, когда сиюминутные желания затмевают голос разума. Эти огромные цифры представляют собой особый феномен.
Несколько дней назад в сети был обнародован интереснейший список: анализ поисковой системы Wine-Searcher. Это серьезное исследование основывается на сравнении более 30 тысяч специализированных сайтов по всему миру и составляет иерархию самых дорогих вин на нашей планете.
Безапелляционный результат: Бургундия оказалась безраздельным лидером!
Возьмем только десятку лучших: восемь сортов вин родом из Бургундии, один из немецкого Мозеля и еще один из Бордо.
Еще одна неожиданность: лидером оказалась не знаменитая Domaine de la Romanée-Conti, а куда менее известные вина Анри Жайе (Henri Jayer), которым достались первое и третье места.
Итак, тройка лидеров выглядит следующим образом:
1. Анри Жайе с Richebourg
2. Domaine de la Romanée-Conti с Romanée-Conti
3. Анри Жайе с Vosne-Romanée Cros Parantoux
Цена одной бутылки Richebourg оценивается в среднем от 14,4 тысячи до 22,98 тысячи долларов. Неужели это и правда так? Безусловно. Более того, в феврале этого года бутылка Richebourg 1978 года ушла с аукциона за 50,91 тысячи евро. Le Cros Parantoux идет по 16,64 тысячи евро за урожай 1985 года.
Чем можно объяснить это явление и каковы ключевые особенности этих вин, которые делают их столь дорогими?
Чтобы попасть в этот список, вам нужно быть знаменитым виноделом, выпустить редкое вино с интригующим названием, в котором была бы отсылка к необычному сорту винограда, и, наконец, заполучить культурный трамплин, который возведет ваше вино в статус культового.
Анри Жайе - это знаменитый бургундский винодел, который входит в число поистине брендовых фигур. Его вина смогли как нельзя лучше отразить превосходные качества бургундских земель и с возрастом приобретают все более гармоничный вкус. Кроме того, он был скромным и любящим свою землю человеком... Прекрасное начало для легенды.
Его вина становятся редкостью. Анри Жайе ушел из жизни в 2006 году, а последние выпущенные им вина датируются 2000 годом. Такая столь дорого обходящаяся нам редкость в полной мере находит там свое отражение, так как с течением лет производство определенных вин может сократиться из-за того, что крупнейшие винодельческие дома могут скупать соседние участки для расширения выпуска собственной продукции.
Название с отсылкой к необычному сорту винограда также лишь увеличивает стоимость вина. На Romanée приходится 0,85 гектара, на Richebourg - 8,03 гектара... ни о каких тысячах гектаров речи тут не идет. Изысканный и ценный Пино Нуар - удел лишь самых лучших виноградарей.
Наконец, вино становится культовым, когда превращается в часть какого-либо популярного произведения. В случае Жайе, его Cros Parantoux оказался в самом центре манги, главный герой которой ищет «Капли Бога». Манга завоевала успех по всему миру и повлекла за собой увеличение продаж бургундских вин в Японии и по всей Азии. Стоит отметить также и детектив Бернара Пиво (Bernard Pivot) «Список ожидания» (La liste d’attente): это история об убийце, который устраняет людей из списка клиентов Жайе, чтобы поскорее получить его знаменитые вина.
Тем не менее, мне кажется, что один вопрос так и остался без ответа: стоят ли эти вина своих денег? Вообще, их кто-то уже пил? Оглянитесь вокруг. В некоторых барах можно обнаружить бутылку Pétrus, но кому удавалось сделать хоть глоток вина Анри Жайе? Почти никому, что только подкрепляет легенду. И я уверен, что очень мало кому доведется оценить его вкус. То есть, культовое вино, это вино, которое так и остается в бутылке?
Может быть...