Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Взаимосвязь между изображением насилия и актами насилия является предметом многолетних споров. Последние исследования показали, что такая взаимосвязь существует. Итак, что же делать? Есть старое доброе средство.

 

Некоторые из самых широко известных телешоу нашего времени к тому же и самые жестокие. «Прослушка» («The Wire»), «Во все тяжкие» («Breaking Bad»), «Клан Сопрано» («The Sopranos»). То же самое и с кино – от «Криминального чтива» («Pulp Fiction») до «Бэтмена» (Batman). А еще видеоигры. И книги. У насилия долгая и богатая история в искусстве, традиционно насилие лихо закручивает сюжет, а самому действию придает яркость и динамизм. Его в больших количествах использовал Шекспир. И Гомер тоже.    

 

Но на протяжении всей истории существования искусства людей интересовало, какое влияние оказывают жестокость и насилие на поведение человека. Платон старался уберечь молодых людей от просмотра пьес с жестоким сюжетом, которые, по его мнению, плохо сказывались на формировании характера. А его ученик Аристотель, наоборот, считал, что драма действует как очищающее средство и позволяет злости и агрессии выплеснуться наружу.  

 

Сегодня мы немного приблизились к ответу на этот вопрос, который часто встает в результате очередного акта массового насилия, как, например, в случае, произошедшем в городке Аврора, штат Колорадо.  

 

Здравый смысл подсказывает нам, что вымышленные образы должны порождать действие. И если бы средства массовой информации не сумели поколебать это мнение, то дыра размером с Готэм-сити в рекламном деле уже бы взорвалась. Не было бы смысла засорять эфир политической рекламой, спонсировать спортивные представления или затевать масштабные маркетинговые рекламные кампании.   

 

За последние годы накопились целые горы теоретических трудов, авторы которых пытались изучить поведение, и которые, в конечном счете, показали, что СМИ умеют убеждать. И дело тут не только в потребительских вкусах и выборе. В аналитическом обзоре, подготовленном в 2006 году Роуэлл Хьюсманн (Rowell Huesmann) и Лэреми Тейлор (Laramie Taylor) для Института социальных исследований (Institute for Social Research) Мичиганского университета, обобщены десятки подробнейших научных работ. Вывод: «Насилие в  СМИ угрожает здоровью нации, поскольку ведет к усилению реального насилия и агрессии». Каждый вид видеоискусства, в котором содержится насилие, оказывает свое пагубное влияние: и художественное телевидение, и кино, и теленовости, и видеоигры. 

 

В то же время, недавние исследования неврологов показали, что длительный просмотр видеоматериалов, содержащих элементы насилия и агрессии, ослабляет внутренние запреты на совершение насилия и агрессивных действий в реальной жизни. И если эти научные выводы остаются весьма условными, похоже, что более вескими доказательствами все же оперировал Платон, а не Аристотель. 

 

Профессор Джеймс Клагге (James Klagge), преподающий философию в Виргинском политехническом институте (Virginia Tech), много размышлял над этим почти уже вечным спором. По его словам, даже Платон в своем стремлении редактировать и применять цензуру столкнулся с альтернативой и смягчил свое отношение в отношении того, что должны испытать молодые люди. Он согласился, что молодежи можно прочитать «Илиаду» и «Одиссею», которые содержат такие же жестокие и кровавые сцены, как и те, что  сегодня вовсю снимают Кристофер Нолан (Christopher Nolan) или Квентин Тарантино (например, зловещая история циклопа Полифема).   

 

Похоже, мы мало что в состоянии сделать, чтобы очистить нашу жизнь от жестоких тем и сцен. Как отмечает профессор Клагге, каждый, кто когда-нибудь пытался вырастить мальчика без военных игрушек или шуточных игровых потасовок, почти всегда замечает, что их влияние все равно дает о себе знать. Вспомним библейскую притчу о Каине и Авеле, первых мальчиках на земле – вы же понимаете, что Каин не ходил в кино и не играл в культовую Mortal Kombat, где мог бы научиться, как убить своего брата.     

 

Поэтому, несмотря на то, что постоянный рацион жестоких зрительных образов вас не устраивает, цензура, видимо, тоже не поможет. И что тогда остается?

 

Как насчет нравственного воспитания? Теоретические познания и практическое применение того, что правильно и хорошо, не назовешь простым, верным и быстрым решением, этаким удачным выстрелом в наш изрешеченный пулями век развлечений. Эта мера защиты рассчитана на длительный срок – так же, как религия и философия. И призвана она противодействовать темным жестоким помыслам и подавлять агрессивные побуждения. И воспитывать культуру, характер, честь и уважение.