Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турецкой политике не хватает «Большого проекта»?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Только военная мощь или исключительно экономическая сила не способны сделать государство «супердержавой». Оказавшиеся после второй мировой войны в плачевном состоянии шесть европейских стран, учредив «Общий рынок» в 1957, образовали силу, которая позволила им в значительной степени продвинуться вперед. Предпринятый шаг в сторону перехода от национального государства к континентальному правительству в очередной раз напомнило миру значимость «предвидения». Коротко говоря, «предвидение», или некий «Большой проект», может привести государство к статусу «супердержавы».

Только военная мощь или исключительно экономическая сила не способны сделать государство «супердержавой». Оказавшиеся после второй мировой войны в плачевном состоянии шесть европейских стран, учредив «Общий рынок» в 1957, образовали силу, которая позволила им в значительной степени продвинуться вперед. Предпринятый шаг в сторону перехода от национального государства к континентальному правительству в очередной раз напомнило миру значимость «предвидения». Коротко говоря, «предвидение», или некий «Большой проект», может привести государство к статусу «супердержавы».

Обратим внимание на Соединенные Штаты Америки, которые действительно являются «супердержавой». В период, когда существовал Советский Союз и коммунизм представлял не только идеологическую, но и стратегическую угрозу, «Большим проектом» США было стремление всячески победить данную угрозу. После распада Советского Союза и превращения коммунизма в анахроничную идеологию, откровенно говоря, прежняя продуктивная, креативная и конкурентоспособная сила США в определенной степени исчезла.

Искали нового врага

С надеждой на возможность заполнить образовавшееся после распада СССР и коммунизма пространство США стремились поставить в положение всемирного врага «Аль-Каиду» или антиамериканский политический ислам. Однако все это были напрасные усилия. Иными словами, для некоторых стран было не так уж просто иметь «Большой проект», не найдя некоего внешнего врага. Сегодня США – это супердержава, у которой нет «Большого проекта».

Перейдем к Турции. Начиная с основания республики до недавнего времени «Большим проектом» Турции было сохранение статус-кво внутренней и внешней политики, который был образован с подписанием Лозаннского мирного договора 1923.

Точки отказа

Наше военное вмешательство на Кипре в 1974 г. стало первым переломным моментом на этом направлении. Впоследствии возникшая «курдская реальность» отразилась на внутренней и внешней политике, что сопровождалось террором Рабочей партии Курдистана (РПК) и оказалось жестокой причиной того, что мы вспомнили, что тоже являемся одной из стран Ближнего Востока и разделяем одинаковую проблему с Ираном, Ираком и Сирией.

Представляется, что сейчас основной проблемой турецкой политики и Турции является отсутствие «Большого проекта». При этом важно задуматься над следующим вопросом: «Сложно ли заниматься двумя делами одновременно?».

Важный вопрос для размышления…

Сможем ли мы противостоять террору РПК и найти демократические решения для курдского вопроса? Возможно ли абстрагироваться от «курдской реальности» и развивать отношения с соседями безотносительно к РПК?

К примеру, возможен ли «Большой проект», нацеленный на преодоление внешней зависимости Турции в энергетической сфере? Может ли сложная ситуация с экономическим кризисом и внешними выплатами предполагать «конец электричества» в Турции?

Наши ожидания от политики связаны с действительным приобретением предвидения, что способно вывести политику Турции на новый уровень. Турции необходима стратегия страны, способной к размышлению и находящей бесконфликтные пути решения возникающих проблем.