Мирные протесты против режима Башара Асада в Сирии стали древней историей. Сегодня страна сползает в жестокую гражданскую войну. Асад, наверняка, потерпит поражение. Тем временем, Вашингтон надеется стабилизировать эту страну, когда Асад исчезнет на свалке истории.
Однако, данная задача осложняется в связи с усилением жестокости боевиков. Хорошо известно, насколько трудно сдерживать гражданские войны. Как сообщает Международная кризисная группа (International Crisis Group), «на сегодня убито большое количество сторонников и противников режима». А на прошлой неделе CNN получила новые видеокадры зверской расправы противников Асада со своими оппонентами.
Режим несет ответственность за большинство смертей среди гражданского населения, но он обладает возможностями (тяжелое вооружение) и стремлением (к сопротивлению мирным и насильственным переменам) – и чем дольше будет длиться борьба, тем больше будут запутываться понятия о справедливости и правоте сторон. Международная кризисная группа предостерегает: «В ходе этой затяжной борьбы то, что вначале было многообещающим проявлением общественной солидарности, становится все более грязным и бесчестным; противостояние усиливается, а страна раскалывается на части».
Читайте также: Асада не удается остановить и Аннану
Страх заставляет многие сирийские меньшинства поддерживать алавита Асада, чью связанную с шиизмом веру многие сунниты считают ересью.
Неудивительно, что единоверцы Асада видят в этом величайшую угрозу для себя и составляют основу поддержки режиму. Хотя они зачастую преувеличивают сектантские угрозы, опасность усиливается. Некоторые отряды повстанцев отказываются брать в свои ряды алавитов и нападают на гражданское население этой религиозной ветви.
По аналогичным причинам христиане и курды будут либо поддерживать режим, либо сохранять нейтралитет. Погибший недавно в результате теракта в Дамаске министр обороны был христианином. Хотя утверждения о жестоких преследованиях ставятся под сомнение, есть доказательства, свидетельствующие о целенаправленных нападениях на христиан. Более того, усиление влияния джихадистов и «Аль-Каиды»в рядах повстанцев является пугающим знаком.
Вот что пишет New York Times: «Появляется все больше свидетельств того, что Сирия, как магнит, притягивает к себе суннитских экстремистов, включая тех, кто воюет под знаменами «Аль-Каиды». Важный пограничный переход на границе с Турцией Баб аль-Хава, попавший в середине июля под контроль сирийских повстанцев, быстро стал местом скопления джихадистов». Похоже, что все большее количество радикалов воюет не в рядах Свободной сирийской армии, а в составе «Аль-Каиды». Христиане смотрят через границу на Ирак и видят катастрофические последствия другого восхваляемого «освобождения» от светского диктатора.
Также по теме: Турция возглавляет движение Асада
Потери увеличиваются, и с обеих сторон растет стремление воевать все ожесточеннее. В какой-то момент капитуляция или сосуществование окажутся невозможны. Международная кризисная группа указывает «на отчаянную жажду мести, на одинаковую решимость сражаться до конца» с обеих сторон.
Последние зверства повстанцев предвещают страшное и жестокое будущее. Wall Street Journal сообщает о широком распространении «ужасных видеокадров» скорой расправы в Алеппо над двадцатью членами известной семьи аль-Барре, которая связана с режимом Асада. Очевидно, мужчин схватили, когда боевики напали на их квартал. Некоторые были жестоко избиты. Всех выстроили вдоль стены и расстреляли из пулеметов. Вот как объясняет это командир Свободной сирийской армии в Алеппо Абдул-Джабар аль-Угайди (Abdul-Jabbar al-Ughaidi): «Возник удачный момент, чтобы покончить с ними». Видеокадры собрали массу выражений поддержки в онлайне.
По иронии судьбы данные действия были совершены после того, как члены оппозиции состряпали небылицу о якобы имевших место зверствах властей. Джастин Раймондо (Justin Raimondo) с сайта Antwar.com назвал это «очередным моментом Бенгази – моментом настолько ужасающим, что это стало причиной западной военной интервенции». Такая практика повсеместна. Пожалуй, самый известный момент в новейшей истории - это британская пропаганда о поведении немцев в Первой мировой войне. Тогда британцы рассказывали, как немецкие солдаты штыками убивали младенцев и насиловали монахинь, чего на самом деле не было. Правительство Кувейта в 1990 году и косовские боевики в 1999-м выступали с аналогичными утверждениями, хотя вопиющие правонарушения иракских и югославских военных были очевидны и безо всякого вранья.
Читайте также: Посол России во Франции - Асад «готов уйти», но «цивилизованно»
В июле сирийские повстанцы преувеличили свои потери в деревне Тремсех, чтобы создать иллюзию массовой резни. New York Times пришла к следующему заключению: «Имеющиеся улики говорят о том, что сообщения сирийского правительства о событиях четверга в большой мере соответствуют действительности». В мае оппозиция выступала с голословными утверждениями о резне в городке Хула, показав фотографии трупов, снятые в Ираке в 2003 году.
Зверства истинные и поддельные не должны быть неожиданностью ни для кого. Последствия гражданских войн и революционных конфликтов, которые зачастую сами превращаются в гражданские войны, редко бывают благоприятными. Даже революция в Америке привела к исходу противников независимости от Англии. Французская революция превратилась в нечто гораздо более страшное. Самые известные революционные конфликты ХХ века – в России, Испании и Китае – разрывали общества на части и приводили к захвату соседних народов. В ходе многочисленных гражданских войн в Югославии победы хорватов и косоваров привели к убийствам и массовым этническим чисткам сербов. Конечные гуманитарные последствия войн в Ираке и Ливии еще предстоит оценить.
Ситуация в Сирии выглядит настолько же мрачно. Вот что говорит по этому поводу Рами Абдулрахман (Rami Abdulrahman) из лондонской Обсерватории по правам человека: «В следующий раз могут убить более ста человек. Кто угодно - власти или повстанцы».
Также по теме: Где находится семья Асада?
Это должна взять себе на заметку администрация Обамы и особенно восторженные приверженцы прямых военных действий. Если Вашингтон вмешается, итоговый результат будет на его совести. Администрация Клинтона вооружала хорватов против сербов, а те незамедлительно начали военное наступление и изгнали десятки тысяч сербов из домов их предков. Президент Клинтон также очистил Косово от сербских сил безопасности, спровоцировав тем самым массовые этнические чистки сербов, цыган, евреев и неалбанских мусульман. Администрация Джорджа Буша разгромила режим Саддама Хусейна, вызвав гражданскую междоусобицу в Ираке, которая привела к гибели двухсот тысяч человек и уничтожила давно существовавшую в этой стране христианскую общину.
Что, если Соединенные Штаты помогут взорвать Сирию? Вашингтон не сможет контролировать последствия и результаты. А если результатом станет усиление региональной нестабильности, терроризм и гражданский конфликт, отмеченный жестокими убийствами из чувства мести, уничтожением и этническими чистками алавитов, а также дурным обращением с другими меньшинствами, то американское правительство будет нести за это прямую ответственность.
Видеозапись расправы с участием повстанцев может стать лучшим антидотом от продолжающейся кампании по вовлечению Америки в войну. Сирия это трагедия. Но военной интервенцией ситуацию не изменить. Вашингтон должен держаться от нее подальше.
Дуг Бэндоу – старший научный сотрудник Института Катона; в прошлом специальный помощник президента Рональда Рейгана. Он – автор и редактор нескольких книг, в том числе, «Foreign Follies: America's New Global Empire» («Внешнеполитическое безрассудство: Новая глобальная империя Америки).
Читайте также: Асад для Москвы уже не сапог, который жмет. Теперь это колодки
--------
Отзыв читателя:
Moses
К сожалению, политики и ответственные за принятие решений руководители настолько зациклились на вопросе о том, поставлять или нет противникам сирийского режима смертоносное оружие, что они даже не думают о последствиях. Альберт Эйнштейн дал следующее определение безумию: «Это когда делают одно и то же снова и снова, всякий раз ожидая иного результата». Америка свергла Саддама Хусейна, но иракцы не особенно ей благодарны. То же самое можно сказать об Афганистане, Египте, Пакистане, Турции и Ливии. Самый примечательный момент это действия моджахедов в Афганистане во времена советской оккупации. Все мы знаем, чем это закончилось. Вооружение повстанцев приведет Сирию в новую эпоху конфликтов. Массовые убийства будут продолжаться. Мусульмане не суннитского толка и курды не без оснований подозрительно относятся к оппозиции и не вступают в ее ряды. Потери будут увеличиваться. И все нравственно-этические аргументы будут опровергнуты. Почему так трудно понять истинный характер конфликта в Сирии? Такое непонимание ведет к ошибочным заключениям, основанным на неправильной системе анализа и зеркального отображения. На Ближнем Востоке идет внутриисламская война, в которой фанатичные фундаменталисты сунниты воюют с фундаменталистами шиитами. Сирия это один из фронтов. Шииты в мусульманском мире в меньшинстве, а сунниты составляют большинство. Если Асад падет, шииты проиграют, ибо их меньше. Из 56 мусульманских стран шииты, составляющие одну шестую часть исламского мира, контролируют всего 3-4 государства. Сунниты (большинство) получат преимущества, и результатом станет усиление их позиций, а не баланс сил и интересов. Затем на Ближнем Востоке появится новая геополитическая реалия – кольцо суннитского мусульманского братства с очень тесными связями с Турцией (Египет, Газа, Сирия; возможно, в будущем также Иордания). Это поставит под угрозу арабов-мусульман не суннитского толка, проживающих в регионе. Это также поставит под угрозу американские интересы. Следовательно, крайне важно поддерживать суннитско-шиитский баланс. Лишь в этом случае Соединенные Штаты будут иметь возможность определять ход событий на Ближнем Востоке. Американское присутствие на Ближнем Востоке после уменьшения числа шиитов в исламе и исчезновения той угрозы, которую они представляют, окажется в опасности. Монархи из государств-членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива лишатся оснований для сохранения американского присутствия в этом стратегически важном регионе на фоне возражений и протестов своего населения. Тогда Америка будет вынуждена отстаивать свои интересы в гораздо более враждебной среде, не имея рычагов региональной поддержки. А если баланс будет сохраняться, каждая сторона будет нуждаться во внешней поддержке друг против друга. Это даст массу возможностей для вмешательства той стране, у которой самые лучшие позиции – то есть, США. В Сирии алавиты, христиане и друзы поддерживают Асада, потому что при его противниках само их существование окажется под угрозой. Они знают это, поскольку веками живут в этом регионе, и в прошлом неоднократно подвергались различным видам дискриминации, когда большинство обращалось с ними как с неполноценными людьми. Они не купятся на разговоры о демократической Сирии, потому что знают ситуацию лучше, чем Запад. Курды не признаны и давно уже подвергаются преследованиям со стороны сирийского режима. Оппозиция также пока отталкивает курдов на политическую обочину. Так что успешной будет та стратегия, которая предусматривает меры безопасности для группировок, поддерживающих Башара Асада. Только в этом случае они откажутся от существующего положения вещей и согласятся на перемены. Следовательно, если наша долгосрочная цель это стабильность, то основой стратегии в отношении революций на Ближнем Востоке в целом и в Сирии в частности должно стать самоопределение с учетом сирийского разнообразия. Чтобы дать сирийцам лучшее будущее, чтобы сохранить американское влияние, чтобы создать в Сирии значимый и представительный плюрализм, курды должны получить признание и свой автономный регион. Тогда, по крайней мере, одна группа сирийцев освободится от страха, и это будет важный шаг вперед. Алавиты также должны иметь свой автономный регион. Это снизит их страхи и успокоит их. Другие меньшинства, судя по их сегодняшним симпатиям, предпочтут жить с алавитами. И алавиты, и курды могут стать союзниками США. Они могут даже стать союзниками Израиля, создавая баланс против своих новоявленных врагов. Сирийцы будут заняты и не станут создавать проблемы. Единственная надежда на мягкую посадку и прочный мир состоит в следующем: Сирийский Союз и право на самоопределение входящих в него членов. Такова должна быть стратегия администрации США. В противном случае фундаменталистские режимы сформируют на Ближнем Востоке новые геополитические реалии, и тогда будет очень трудно создавать противовес и сдерживать появляющиеся в этом регионе враждебные режимы.