«Креативный и инициативный работник, который ищет место в консалтинге», – так описывает себя Клод. «Креативный работник 2.0, который доступен для удаленной работы», – говорит о себе Грегуар. В профессиональных социальных сетях типа Linkedin таких «креативщиков» легион.
Десять лет назад Великобритания стала первой страной, которая дала им официальное определение. Креативные сферы промышленности опираются на «индивидуальные творческие способности, умения и талант, а также обладают потенциалом для создания богатств и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности» (Министерство культуры, информации и спорта, 2001 год), отмечает сайт Métropolitiques.
В то же самое время по другую сторону Атлантики Ричард Флорида (Richard Florida) выпустил книгу «Подъем креативного класса», которая сейчас отмечает свое десятилетие выходом обновленной версии. «Всем тем, кто принимает решения в экономике, совершенно необходимо прочитать ее», – пишет Дилан Джонс-Эванс (Dylan Jones-Evans) в The Wales Online. Дело в том, что основную мысль этой книги можно свести к следующей фразе: «Доступность творческих людей значит для современных предприятий то же самое, что доступность угля и железа для черной металлургии».
Читайте также: Пять мифов о среднем классе
По его словам, 30% американцев входят в число «креативных работников», к которым относятся ученые, инженеры, архитекторы, дизайнеры, артисты… «То есть, все люди, задача которых заключается в создании новых идей, новых технологий и творческого контента», - пишет он. Business Insider идет еще дальше и отмечает, что подъем этого класса объясняется протестом молодежи против финансовой системы Уолл-стрит. Эта молодежь пытается выразить себя в повседневной работе и стремится не только к большей зарплате. «В офисах можно все чаще встретить татуировки и пирсинг, потому что мозг - важнее внешнего вида», - пишет Эшли Луц (Asley Lutz).
Как отметил сам Ричард Флорида в интервью The Seatle Times, экономический кризис стал поворотным моментом для этой категории работников, так как пролил свет на ограничения фордизма, который рассматривал сотрудников как материал для строительства домов с помощью ипотечных финансов. По его словам, «пузырь лопнул», и прийти в себя мы сможем только через одно или два поколения. Но пока что «мы разобщены. И рабочие не скрывают злости при виде преимуществ и престижа креативщиков». К этим преимуществам можно отнести в том числе и занятость: экономический кризис затронул креативщиков вдвое меньше тех, кому приходится работать своими руками…
Развитие творческого направления в университетах
Если креативщики воплощают в себе будущее предприятий (в 2010 году в парижском регионе на них уже приходилось 3% всех рабочих мест), почему у нас не уделяют больше внимания творческой подготовке? Именно такой вопрос поставил перед собой крупный производитель ПО Adobe. Как следует из обнародованного компанией в начале июля исследования, 78% сотрудников полагают, что креативность – это залог экономического роста, однако 80% из них уверены, что от них прежде всего требуется производительность, а не творческий подход.
Также по теме: Класс берет верх над расой
Половина всех сотрудников говорят, что на работе им предлагают быть креативными, но лишь 31% полагают, что действительно используют свой потенциал. Треть работников отмечают, что им не хватает времени на размышления и что им нужно время на создание новых концепций. Как, например, в поисковом гиганте Google, который один день в неделю позволяет сотрудникам работать над проектами по собственному выбору… Эта инициатива дала компании половину всех созданных в ней разработок.
Тем не менее, вина лежит не на одних предприятиях. В 2007 году эксперт по образованию Кен Робинсон (Ken Robinson) отметил, что школы не в состоянии выявить, и тем более - развить таланты своих учеников. По его словам, «людей учат так, чтобы они отказались от творческих задатков».
С таким мнением согласен и Ричард Флорида. Он считает, что школа по сей день отвечает на поставленную в XIX веке задачу: подготовить рабочих. Кроме того, он отмечает, что в городах с инновационными университетами дела обстоят заметно лучше: «Главное – вложить средства в университеты. Основное отличие между Портлендом и Сиэтлом (колыбель Boeing, Microsoft, Amazon и Starbucks, прим. ред.) заключается в том, что в последнем существует образовательное учреждение международного уровня».
Читайте также: Средний класс - Каждый второй из нас
Советы для креативщиков
Если вы уже окончили университет (в Сиэтле или где-то еще), не волнуйтесь: вы все еще можете развить в себе творческую жилку. Ричард Флорида отметил три ключевых момента креативности на предприятиях: индивидуальность (она позволяет вам выделиться на фоне других), заслуги (стремление упорно и хорошо работать) и открытость к окружающим (для создания приятной для всех атмосферы).
Хотя писатель Рита Мэй Браун (Rita Mae Brown) говорила, что «креативность рождается из доверия: доверяйте своим инстинктам», предлагаем вам еще несколько полезных советов от Jackson Free Press:
- Будьте любознательны. Задавайте себе простые вопросы, например: «Как я мог бы упростить этот процесс?» Затем остается лишь собрать воедино кусочки мозаики.
- Будьте организованны. Вдохновение не приходит просто так. Выделяйте себе время (например, 15 минут в день), чтобы поразмышлять о ваших проектах или занимающих вас вопросах, не думайте исключительно о производительности.
- Воспринимайте каждый проект как полезный опыт. Как говорится, на ошибках учатся…
- Не бойтесь неизвестности. Быть креативным значит не знать, как в дальнейшем будет развиваться проект или какую новую технику придется изучить.