История Литвы повествует о том, как литовцы в боях громили кавалерию крестоносцев, монгольских всадников, русские войска и других врагов. Но теперь история нашего государства стала мишенью.
Российские пропагандисты тонко, а иногда - совершенно грубо - стремятся ее исказить. Это - один из способов подрубить идеологический ствол государства литовцев.
Кремль даже не скрывает, что стремится вернуть утраченные позиции в Литве. Оружием этого сделать, по крайней мере, в ближайшем будущем, не планируется, потому что нашу страну защищают мощные и влиятельные союзники. Поэтому избран другой способ борьбы - оказывать давление на умы и чувства литовцев. Это - классический пример информационной войны.
Искажение истории является одним из главных оружий информационной войны. Это и сознательное распространение лжи, преследующее целью воздействовать на тотальную идеологическую среду в выгодном для враждебного государства направлении. Такие искажения не базируются на фактах, однако, оказывают влияние на общественность.
Когда я, обучаясь в гимназии, начал интересоваться историей, то за лавры Жальгирисской битвы, чаще всего, спорили литовцы и поляки. Когда начал учиться в университете, то претензии уже более громко начали высказывать и русские, и белорусы. Тогда эта ситуация выглядела смешной. Однако, никто не потрудился разгромить высосанные из пальца амбиции русских и белорусов. Сколько человек теперь верят в то, что на поле битвы при Жальгирисе победы добились славяне, а не литовцы?
О стремлении враждебных государств исказить историю нашей страны, принизить достижения Литвы и посеять сомнения мы беседуем проректором Военной академии Литвы, доцентом, доктором Валдасом Ракутисом, журналистом Александрасом Матонисом, занимающимся анализом информационной войны, и другими специалистами.
Ломают идеологическую основу
Военная академия им. Ген. Йонаса Жемайтиса является одной из немногих школ в Литве, где молодые люди не только накапливают знания, но и наращивают свою идеологическую основу. «Государство обречено на крах, если нет ствола, соединяющего его отдельные части. Им может быть и господствующая идеология, и господствующая нация. Наша страна является домом для многих народов, многих разных групп, так что идея национального государства является устаревшей. Мы должны найти другой ствол, который связал бы всех нас и позволил укрепить нашу страну», - говорит ректор В.Ракутис.
Молодые умы и сердца становой хребет Литвы вытесывают из истории нашей страны. Однако враждебные государства пытаются остановить этот процесс. Это делается через пропаганду, много раз и во многих местах испробованную.
«Используются методы информационной войны. Например, искажается наша история, умаляются победы, сеются сомнения. Стараются попрать такие вещи, которые позволяют людям гордиться своей страной и не терять веры в себя», - отмечает историк.
Ему вторит журналист, обозреватель по вопросам обороны А.Матонис: «Государство - это территория, живущие на ней люди, язык и культура. Если удалить любой из этих элементов, то государство начнет распадаться. Неважно, уберете вы границу или искусственно ассимилируете культуру.
Такой же процесс происходит и с историей. Это - менее очевидно, но не менее болезненно. На базе истории строится и государство, и самобытность проживающих там народов. Если смыть эту основу, можно разрушить и само государство. Идентичность проживающих в Литве народов, этнических групп или религиозных общин может быть уничтожена».
Принцип снежного кома
Наиболее упорно стремятся исказить историю Литвы пропагандисты «большого соседа». «Россия через отдельные исторические факты пытается вымыть историко-культурную самобытность нашего государства, вставить ее в совершенно иное информационное пространство. Этих попыток нападения на нашу историю так много, что можно с уверенностью говорить об их системном характере», - с разочарованием замечает А.Матонис.
«Когда одна страна занимает чужую территорию, она должна найти оправдание для своих действий. Это необходимо, поскольку, в противном случае, население этих территорий будет стараться при первой же возможности добиться независимости.
Литва не единожды была оккупирована Россией, поэтому существует не одна такая «плавающая» теория, которая объясняет, почему наша страна должна принадлежать России. Они разрабатываются еще с XIX века», - поясняет д-р гуманитарных наук В.Ракутис.
Российские методы действий основаны на принципе «снежного кома». Хотя бы раз публично прозвучавший ложный факт пропагандисты облепляют новыми легендами. Даже если факт был раскритикован и опровергнут, этот снежный ком катится дальше и вызывает в обществе еще большую неопределенность.
«Одна из таких идеологических конструкций - будто Республика Двух Народов (Речь Посполита - РП) в XVIII веке была полностью прогнившим государством, представляющим угрозу для соседей. Поэтому, мол, у Екатерины II не было другого выбора, кроме как прибрать Республику Двух Народов к своим рукам и навести здесь порядок.
Эта идеологическая конструкция была создана накануне войны 1792 г. Позже она повторилась в XIX веке, пока, наконец, не вошла в современные учебники по истории Литвы. Эта идеологическая конструкция оказалась на редкость жизнеспособной.
Имели место попытки огромными усилиями укрепить наше государство в последние десятилетия XVIII века. Именно поэтому соседи стали предпринимать активные действия для подавления РП задолго до ее усиления.
Это - пример того, как информационная война ослабляет национальную идентичность.
Проблема в том, что мы не способны определить, что это - созданный продукт. И таким образом, мы сами помогаем враждебным государствам в реализации их целей. Мы сами начинаем думать, что в XVIII веке все было плохо, но пришли русские и все устроили. Тогда становится возможным подойти и к другому выводу: в Литве сейчас все делается плохо, но придут русские - и все наладится», - говорит о связанных с искажением истории проблемах В.Ракутис.
На прицеле - и золотой век, и партизаны
Специалисты выделяют три основных направления, в которых совершаются атаки на историю Литвы. Первое - период позднего средневековья, так называемый золотой век. Другое направление - события до и после Второй мировой войны, резистенция. А третье - восстановление государства и события 1990-1991 г.
«В 2010 году с приближением празднования годовщины Грюнвальдской битвы, средства массовой информации России начали интенсивную информационную кампанию. Ее целью было убедить аудиторию в том, что битва эта завершилась победой славян. Победой русских, белорусов и поляков над тевтонскими захватчиками. Нужно только немного критики, чтобы этот вариант развалился.
Грюнвальдская битва была победой двух правителей - Великого князя Литовского Витаутаса и короля Польши Йогайлы - над Тевтонским орденом. Это не победа валахов, татар, белорусов и этнических русинов или других участников битвы народов, а триумф двух средневековых монархий», - утверждает обозреватель А.Матонис.
Он упоминает и другие искажения, связанные с Грюнвальдской битвой: «польский историк Ян Длугош, единственный из средневековых летописцев, рассказывает о каких-то русских «Смоленских полках», которыми командовал Лугвений (Семен) Ольгердович. Предполагается, что в составе войска Витаутаса были и какие-то русские воины из Смоленска. Тем не менее, это было не так.
Смоленск несколько раз переходил из рук в руки. Во времена Грюнвальдской битвы он уже несколько лет принадлежал Литве. В Смоленском замке находился гарнизон литовских бояр. Брат Йогайлы Семен Лугвений (Simonas Lengvenis или Lengvenis Algirdaitis - прим. перев.) был князем не Смоленска, а Новгорода и Мстиславля - более крупных и важных пограничных городов. Он командовал и Смоленскими хоругвями (подчеркнуто слово «и» - прим. ред.), а не только ими. Другими словами, двоюродный брат Витаутаса и подчиненный ему князь привели на поле боя несколько литовских знамен из пограничных с Россией замков.
Введенные Я.Длугошом в заблуждение позднейшие историки начали говорить о каких-то русских полках. А в советское время победу в битве уже начали делить не только литовцы и поляки, но и русские, которые отнюдь не были союзниками Йогайлы и Витаутаса».
Служащие недружественным государствам историки не только стремятся исказить историю Литовского государства, но и навязывают ей подмену - русское культурное наследие.
В книжных магазинах можно увидеть даже такие книги по истории, где фотографии литовских военных помещаются рядом с советской символикой. Иногда в этот хор нечестных историков вплетаются голоса и историков Литвы.
Перевод: Владимир Вахман (Обзор, Литва)