Глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис утверждает, что может лишь сожалеть по поводу позиции российского руководства в отношении ущерба от советской оккупации. По его словам, Москва использует избирательные методы в этом вопросе, а отношения между странами нормализуются тогда, когда Россия сама примирится со своим прошлым.
- Россия не замечает страны Балтии. Вот квинтэссенция всех заявлений нашего внешнеполитического ведомства, прозвучавших начиная с апреля текущего года.
Сразу хотелось бы отметить, что апрель - это полгода до осенних парламентских выборов, на которых по самым смелым прогнозам правящей партии консерваторов не набрать и половины сегодняшних мандатов. Ситуация предпожарная. Ее следует оперативно корректировать.
И вот появляется тема компенсации за оккупацию. Расчет верен: если вдруг удастся вынудить Россию хотя бы заикнуться о возможном диалоге, то ставки консерваторов поднимутся до невообразимых высот. Жадные до чужого добра «патриотасы» простят все - экономическую кому, внешние долги, энергетическую зависимость, провал «социалки», эмиграцию молодежи и даже невнятную позицию по стратегически важным для страны энергетическим проектам.
Да и сами консерваторы смогли бы с гордостью сказать: «Вот! Мы сделали это»!
Однако буквально неделю назад Россия устами Константина Косачева в очередной раз заявила:
- Мы в России никогда не согласимся с термином «оккупация». Не потому что это для нас - какая-то раз и навсегда заданная политика.
Что произойдет, если на секунду представить себе, что термин «оккупация» вдруг утвердится в качестве общепринятого? В тот же момент очень многие люди, которые живут в Латвии, Литве и Эстонии и не являются представителями титульной нации, моментально переходят в разряд «оккупантов» или «детей оккупантов». Вот что произойдет.
Поэтому вне зависимости от того, как будут идти профессиональные дискуссии, Россия не встанет на путь соглашательства ради «исторического примирения».
Наш МИД и его глава среагировали мгновенно: не сегодня - завтра на тему компенсации за оккупацию России придется дискутировать уже не тет-а-тет с Литвой, а со всем Европейским союзом:
- Процесс не остановить, и придет время, когда мы будем говорить об этих вещах не только в двустороннем, но, как и уже сейчас, - в многостороннем формате, в формате ЕС, который создает единое понимание истории, в хорошем смысле этого слова. Не унифицированное, а настоящее понимание, неидеологизированное. Мы уже это делаем.
Этот посыл руководителя внешнеполитического ведомства и следует считать фундаментальным итогом работы консерваторов в области внешней политики. То есть радеем, делаем все возможное, чтобы получить с супостата причитающееся. И будем делать.
Именно так наш родной МИД пытается камуфлировать не слишком удачную работу на протяжении минувших лет, начиная с января 2010 года, когда в отставку был отправлен тогдашний глава ведомства Вигантас Ушацкас.
Давайте вспомним наиболее резонансные «проколы». Например, июль 2011 года - австрийскую эпопею, связанную с делом бывшего полковника КГБ СССР Михаила Головатова. Виноватыми сделали австрийцев.
Второе: август 2011-го. Не без помощи МИД была «слита» официальному Минску информация о движении банковских счетов белорусского оппозиционера Александра Беляцкого. Виноватыми сделали белорусов.
Третье: весна 2012 года. Провал переговорного процесса об увеличении финансирования проекта закрытия Игналинской АЭС. Скорее всего, виновными окажутся евробюрократы.
Четверное: сегодняшнее состояние программы «Восточное партнерство», курируемой нами. Явный провал политики официального Вильнюса на Украине. Лично глава МИД не стесняется признать, что официальный Вильнюс видит «ее вес и важность, но в то же время видит и то, что некоторые вещи происходят не так, как должны. Это вызывает беспокойство».
О Белоруссии в этом же контексте и говорить как-то неудобно.
Повторюсь: явные «проколы», после которых уважающий себя политик и глава МИД немедленно ушел бы в отставку, на финише забыты. Вместо анализа на стол брошена беспроигрышная карта компенсации за оккупацию.
Однако, как сказал корреспонденту «ЛК» российский аналитик Владимир Аватков, «пусть МИД Литвы вначале подсчитает хотя бы современную стоимость земли в центре Европы, полученной от СССР, а потом делает заявления о претензиях».