Тема, красной нитью проходящая в российской прессе последние две недели, имеет весьма пикантный привкус, но не за этим надо следить мировому сообществу. Конечно, суд против гаражно-феминистской группы Pussy Riot внес свою долю политической интриги. Но этот суд в большей мере - об отношениях церкви и государства, чем о политических репрессиях против обвиняемых женщин. А вот обвинения против лидера оппозиции и главного блогера страны Алексея Навального - гораздо серьезнее, и они дают возможность познакомиться с нынешней кремлевской стратегией полной нетерпимости к политическим оппонентам. Если Навальный будет осужден и попадет за решетку, оппозиция ослабнет. Однако, такое решение вполне может спровоцировать еще более мощные протесты и еще большую политическую неопределенность.
Для начала - о более колоритном уголовном деле. Государство судит Pussy Riot за исполнение музыкального молебна против президента Владимира Путина в самом крупном храме Москвы, и это дело показывает темную сторону российской судебной системы: некомпетентные обвинители, сомнительные свидетели, а также крайне политизированный судья. Вместо того, чтобы предъявить им административные обвинения, за что выступают многие россияне, государство "бросает перчатку", преследуя их в уголовном порядке, хотя некоторые правоведы утверждают, что сами обвинения - за рамками российского законодательства.
Продажная судебная система создает свои собственные проблемы, и заявления о ее некомпетентности и коррумпированности не новы, а позиция государства в данном деле больше связана с желанием путинского режима вознаградить православную церковь за ее политическую лояльность, нежели со стремлением наказать мало кому известную феминистскую панк-группу. Путин стал первым с царских времен правителем России, исповедующим православие, и он хочет поддержать самых стойких сторонников политической системы, которые призывали прихожан голосовать за него на мартовских президентских выборах.
Трем женщинам грозит до семи лет лишения свободы за «хулиганство», выразившееся в исполнении «антипутинского молебна» («Богородица, Путина прогони»). После встречи на прошлой неделе в Лондоне с британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном Путин сказал, что эти женщины уже достаточно наказаны – они пять месяцев провели в следственном изоляторе – и что судить их слишком строго не следует. Использование судебной системы для преследования Pussy Riot - это неуклюжий шаг, и он в итоге дал обратный результат, превратив группу в международную знаменитость. Но так или иначе, это - всего лишь колоритное примечание к весьма тревожной тенденции.
С другой стороны, возобновление уголовного дела против Навального, которого обвиняют в присвоении денег незаконным путем (раньше против него уже возбуждали дело по аналогичным обвинениям, но в итоге оправдали), демонстрирует только одно – усиление давления на лидеров внесистемной оппозиции, которое в третий президентский срок Путина будет усиливаться.
Навальный при помощи своего блога на протяжении нескольких лет весьма успешно ведет антикоррупционную кампанию против властей, в связи с чем он стал мощным раздражителем для правящей элиты. Он - лицо оппозиционного движения, и Навальный уже продемонстрировал, что может вывести толпы протестующих на улицы Москвы. Недавно он разоблачил главу Следственного комитета России (российский эквивалент ФБР), показав, что тот нарушил российское законодательство, владея собственностью в Чехии и имея чешский вид на жительство. Следственный комитет отреагировал мгновенно, вновь выдвинув эти обвинения.
Что интересно, Навальный остается на свободе. Это говорит о том, что Кремль делает ему предложение: или ты отказываешься от своих выходок против власти, или рискуешь на 10 лет сесть в тюрьму. Если его прошлые действия и поступки о чем-то говорят, то Навальный на такую сделку не согласится. Он уже довольно давно ведет эту игру в кошки-мышки с властями и пока не спасовал. В рядах оппозиции Навальный кажется самой харизматичной и амбициозной фигурой – человеком, способным сплотить разношерстное оппозиционное движение и начать мощную политическую карьеру. Возможный суд над ним (если власти по типовому образцу повторят процесс над Pussy Riot, но на сей раз - в отношении Навального) и последующее тюремное заключение создадут еще одного политического великомученика и подчеркнут радикальный характер политической динамики в России.
Если дело Навального дойдет до суда, ему не стоит надеяться на снисходительность, которая в итоге может быть проявлена по отношению к Pussy Riot. Он может получить тюремный срок, а этот вердикт вызовет возмущение у оппозиции (представители среднего класса в Москве и ряде других крупных городов), и приведет к более мощным беспорядкам. Но такой исход найдет поддержку у рабочего среднего класса и низших слоев общества, которые поддерживают существующую систему и демонстрируют силу российского большинства. Это также подаст очередной сигнал о том, что терпение Кремля по отношению к демократической оппозиции истощилось.
Кэрролл Колли – аналитик из Eurasia Group.