Российский премьер-министр Дмитрий Медведев, который был президентом во время пятидневной войны между Россией и Грузией, заявил, что принял решение об отправке российских войск в Южную Осетию в ночь с 7-го на 8-е августа. Он отметил, что уже после этого 8 августа он связался с Владимиром Путиным, который тогда занимал пост премьера и находился в Пекине.
"Я свое решение принял спустя два с половиной часа после того, как грузинская армия начала активные действия. Не раньше, потому что это было бы неправильно, так как это было решение о применении вооруженных сил Российской Федерации на иностранной территории, подчеркиваю - на иностранной территории. Но и не позже", - сказал премьер журналистам, прилетев в Цхинвали в четвертую годовщину конфликта.
Ранее, в среду, российский президент Владимир Путин сообщил, что дважды звонил Дмитрию Медведеву перед вступлением российских войск в вооруженный конфликт в Южной Осетии.
Медведев уже заявлял, что лично принял решение о вступлении в конфликт, когда Путин был на Олимпиаде в Пекине. Он повторил это и во время визита в Цхинвали.
"В отношении моих консультаций с коллегами, с министром обороны, с другими коллегами, я уже комментарии давал. Они сводятся к следующему: решения такого рода принимает только один человек, этим человеком был я как верховный главнокомандующий и президент страны", - сказал он.
Узнал от журналистов
Путин в среду заявил, что узнал о начале вооруженного конфликта вокруг непризнанной большинством стран мира Южной Осетии от журналистов, а также сообщил, что у России к тому времени уже был "план отражения грузинской агрессии".
Выбрать другой медиа-плейер
Вооруженное столкновение между Россией и Грузией вспыхнуло в ночь на 8 августа 2008 года. Тогда в течение пяти дней российские войска заняли территорию Южной Осетии и дошли до грузинского города Гори.
По словам Путина, информацию о том, что происходило на границе с Грузией с 5 по 8 августа, он получал напрямую из Цхинвала и "как ни странно, от журналистов".
"Потому что именно журналисты выходили на моего пресс-секретаря Дмитрия Сергеевича Пескова, а он уже подходил ко мне и со ссылкой на них, на очевидцев происходивших там событий, информировал о боевых действиях", - сказал РИА Новости российский президент.
Как отметил Путин, на тот момент это был единственный главный источник информации.
Подготовка к войне
В беседе с журналистами в среду Путин также сообщил, что к моменту начала конфликта у России уже был готов "план отражения грузинской агрессии", разработанный Генштабом в конце 2006 - начале 2007 года и утвержденный лично им.
В рамках этого плана проходила подготовка ополченцев из Южной Осетии.
"Хотя наши военные специалисты считали, что подготовка югоосетинских ополченцев - дело бесполезное, так как ополченцы против регулярной армии, даже грузинской, проигрывали бы, но они оказались более чем востребованы", - подчеркнул Путин.
В ходе пятидневной войны, по данным Следственного комитета России, погибли 67 российских военнослужащих и 283 получили ранения.
Погибли 162 жителя Южной Осетии и были ранены 255 (хотя изначально власти республики заявляли о полутора тысячах погибших). Потерпевшими в результате конфликта признаны в общей сложности 5143 жителя республики.
С грузинской стороны, по данным, которые привел 20 августа председатель парламентского комитета по обороне Гиви Таргамадзе, погибли 215 и были ранены 1469 человек, среди которых военнослужащие составили соответственно 133 и 1199.
Тбилиси негодует
На заявление Путина о существовании "плана отражения грузинской агрессии" уже отреагировали в Тбилиси.
По словам заместителя министра иностранных дел Грузии Сергея Капанадзе, российский президент "фактически признал" нарушение со стороны России международных и двусторонних соглашений по Южной Осетии.
Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гига Бокерия полагает, что российский лидер фактически признал существование плана, "по которому они (Россия) готовили криминальные группировки".
В ходе пятидневного конфликта и после него Грузия настаивала, что военная операция началась после того, как Тбилиси получил информацию о "вторжении" российских танков в Южную Осетию через Рокский туннель.
Впоследствии эту версию подтвердило расследование, проведенное специальной комиссией грузинского парламента.
Однако созданная Еврокомиссией международная независимая комиссия по расследованию конфликта под руководством Хайди Тальявини пришла к выводу, что начала боевые действия все-таки Грузия, однако этому во многом способствовали вызывающие действия России.
Комиссия решила, что военный ответ России можно считать оправданным с точки зрения защиты, однако последующие действия российских войск были чрезмерными.
В подготовленном по итогам 10-месячного расследования докладе говорится, что как грузинские, так и российские и южноосетинские войска в ходе конфликта нарушили международное гуманитарное право.