(Часть I, Часть II)
Последствия информационной войны России против Литвы ощущаются болезненно. Граждане чувствуют себя разочарованными в своем государстве и собственной власти. Жители не понимают, что Литва этих дней являет собой продолжение мощного Великого княжества Литовского и Литвы вдохновляющего межвоенного периода. Возникают сомнения в победах и достижениях литовцев, в их способностях и возможностях. Многие люди уже выбрали для проживания другие страны.
Теряем и граждан и соратников
Последствия осуществляемой против Литвы информационной войны видны даже на улицах городов и сел - они ужасно опустели. «Часто рассуждают, почему так много молодых людей уехало из Литвы за границу. Потому и уехали. Эмиграция является прямым следствием пренебрежения к своей идеологии. В школе совершенно не заботятся об основах идеологии, поэтому эти дети такими и выросли - отправляются туда, где лучше, и не заботятся о том, что здесь - наше государство, что его должны строить все мы.
Сколько исторических фильмов в Литве было создано за период независимости? Эта цифра близка к нулю. А какое мощное влияние имела телепередача «Тайны бытия», где в увлекательной форме говорится о важных для нашей страны вещах. Эта дискуссия историков двух поколений не только интересовала, но и потрясала, помогая узнать свою страну», - называет одну из проблем историк, проректор Военной академии Литвы, доцент, доктор Валдас Ракутис.
Информационная война и искажения истории разрушают отношения Литвы с ближайшими соратниками.
«В достижении целей своей внешней политики Россия старается рассорить Литву и Польшу. Мы видим, какими сложными стали отношения между нашими странами. Мы видим, как трудно происходит двусторонний диалог. Мы также видим, кто является вдохновителем этого конфликта.
Самый свежий пример - появление в российских СМИ статьи о том, что Литва была одним из организаторов пакта Молотова-Риббентропа. Мол, существовал пакт Сметоны-Гитлера. Я бы эту статью назвал дезинформацией, а это уже - уголовное преступление. Это диверсия. Однако государственные органы Литвы не в состоянии надлежащим образом дать отпор, потому что последствий реакции боятся даже больше, чем самой диверсии», - отмечает журналист Александрас Матонис.
Историк Валдас Ракутис отметил важный вопрос: «Наше государство страдает неким комплексом неполноценности «не надо задевать Россию». То есть, мы постоянно держим оборону - реагируем на уже предпринятые их действия. Однако для того, чтобы выиграть информационную войну, необходимо самим атаковать и предвидеть их действия.
Например, знаем ли мы что-нибудь об истории Беларуси? Есть ли у нас хоть одна книга по истории Литвы, предназначенная для читателей Беларуси? Нет. А ведь мы могли бы сделать эту территорию полем информационной войны.
В Литве ведется информационная война. Слово «война» означает, что мы сражаемся. Литва постоянно подвергается атакам враждебного государства. Для обороны должны быть использованы все возможные средства. И здесь недостаточно горстки историков, которые что-то иногда вещают в публичном пространстве. Против Литвы бросают гораздо большие силы. И нам для защиты нужна государственная стратегия и вмешательство всего государственного аппарата.
По словам В.Ракутиса, очень важно понимать, что идеологический ствол необходимо наращивать последовательно: «Принято считать, что с идеологией работать не надо, потому что все в этой области происходит само по себе. Но это неправильный подход. Во все времена и все демократические государства с идеологией работали очень много. От греков и римлян до демократии наших дней. Этот ствол и корни государства следует укреплять, потому что при демократии нет явного правителя, который уже сам по себе являлся бы становым хребтом государства».
Вовремя распознать и соответствующе прореагировать
Аналитики отмечают: один из способов борьбы с искажениями истории - говорить правду. Если Литва сможет аргументированно и твердо опровергать неправильные факты, то, по крайней мере, часть населения начнет воспринимать ложь более критично.
«В этом году Департамент государственной безопасности впервые в своем отчете упомянул информационную войну. В безличной форме, осторожно, но упомянул. Это достижение. Важно, что наше государство в состоянии идентифицировать и правильно оценить симптоматику этих методов борьбы. Необходимо понимать, какую стратегию применяет противник, каковы его цели, какие силы использует», - перечисляет журналист А.Матонис.
Еще один эффективный способ борьбы с искажением истории - четкий и здравый государственный подход к важным для Литвы событиям и явлениям.
«Необходим комплексный государственный подход к самым важным датам нашей истории. Я ни в коем случае не говорю, что мы должны действовать как президент России Владимир Путин - создавать историю государства. Нет. Если необходим дополнительный анализ источников или археологических исследований, это должно быть сделано. Однако есть такие факты и события, по которым вряд ли могут возникнуть разногласия. И это согласие между историками с каждым годом должно шириться.
В Литве историки до посинения спорят даже по таким фактам и источникам, где все, в сущности, ясно. Может быть, неизвестны только детали. А в России никаких разногласий нет - даже бред сивой кобылы не вызывает никаких дискуссий. Самое плохое, что литовские историки и преподаватели охотно вливаются в этот хор», - с сожалением говорит А.Матонис.
История Литвы имеет два четких ствола - дворянское Великое княжество Литовское и Литва Антанаса Сметоны. Очевидно - наша проблема состоит в том, что мы доселе не соединили их окончательно друг с другом. Потому-то и возникает возможность искусственно противопоставлять эти две неотъемлемые части истории Литвы.
Кроме того, Литва могла бы перенести поле информационной войны на территорию враждебного государства. Есть много способов, как можно расширить поле информационной войны. Например, события 1612 года. Эта дата достаточно серьезная и важная. Но никто об этом не говорит.
На Руси в то время царил хаос и безвластие, западные земли были заняты войсками Республики Двух Народов. Такая ситуация возникла потому, что перестала существовать правившая тогда на Руси династия. Появилось множество самозванцев, которые стремились доказать, что они являются представителями древних родов. В Кремле действовала и литовско-польская группа. В то время РП стала предпринимать активные военные действия против России.
«Мы можем вспомнить о тех событиях. Это заставило бы смотреть на Россию другими глазами, с другой точки зрения. И вовсе не для того, чтобы события 1612 года изображались героическим эпосом, но для того, чтобы их можно было сравнить с вторжением России в 1654-1655 г., которое почему-то остается в тени», - предлагает историк В.Ракутис.
Перевод: Владимир Вахман («Обзор», Литва)