Официальный Минск заявил о решении отозвать посольство Беларуси из Стокгольма. Белорусские власти настаивает на аналогичном шаге со стороны Швеции: 30 августа дипломаты этой страны лишатся своего статуса в Белоруссии. Что послужило причиной такого демарша и каковы могут быть последствия конфликта, анализируют эксперты «Завтра твоей страны».
По мнению политолога Валерия Карбалевича, упразднение посольства вызвано тем, что шведы попросили выехать из страны двух белорусских дипломатов.
- Если б шведы этого не сделали, то белорусские власти не пошли бы на ликвидацию посольства. Тут уже действует логика эскалации конфликта. Вопрос, на каком месте она остановится. То, что происходит сейчас, это ответ на ту психологическую травму, которую получило белорусское руководство от истории со шведским самолетом. Когда политическое руководство получает травму, оно пытается дать сдачи, не очень просчитывая, что будет дальше. А травма эта очень серьезная, потому что эта история ударила по фундаментальному имиджу белорусского режима, - считает эксперт. - По имиджу сильной власти, которой так гордился Лукашенко, сильного государства, которое, оказывается, не может обеспечить охрану граждан от внешних угроз. Любимый ребенок Лукашенко - это армия и вообще силовые структуры. Лукашенко не один раз говорил, что белорусская армия самая боеспособная в Европе. И тут оказывается, что это совсем даже не так.
Читайте также: Власти Белоруссии начали лепить из Эриксона пособника экстремизму
Немаловажным в этой истории считает Валерий Карбалевич и российский фактор.
Лукашенко на всех встречах с российской элитой, с журналистами подчеркивает, что у России на запад от Москвы нет армии, что эту функцию выполняет Вооруженные Силы Беларуси, что белорусы умрут, но не пропустят натовские танки. А тут выясняется, что стена гнилая: ткни, и развалится, -- подчеркивает эксперт.
Как отмечает аналитик, «медвежий десант» вызвал у белорусской власти сильный стресс.
Первоначально организаторы этой акции планировали разбросать плюшевых медвежат над Администрацией президента. И ведь могли пролететь над Администрацией и даже над резиденцией в Дроздах. Могли бросить не только плюшевых медвежат, а кое-что и посильнее. Вот что испугало власти. В таком состоянии психологического стресса бьют не разбирая. Схватили двух ребят, посадили в тюрьму, хотя даже непонятно, что им можно предъявить, - обращает внимание Валерий Карбалевич.
По его словам, сейчас трудно прогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше. Политолог не исключает, что реакция европейских структур может последовать не скоро. Поскольку сейчас сезон отпусков. К тому же многих послов стран ЕС нет в Беларуси, а четверо вообще пока не вручили верительные грамоты. Однако, политолог считает, что в таких конфликтных ситуациях послам стран Евросоюза уезжать не целесообразно, они должны оставаться в Минске.
Политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский также называет решение официального Минска эскалацией дипломатического конфликта.
Также по теме: Между Швецией и Белоруссией - дипломатический криис
Обычно стороны, которые имеют слабую позицию на дипломатической арене, считают, что им терять нечего, и позволяют себе подобного рода действия. Так поступал СССР во времена Хрущева, когда делал вид, что не боится американцев. Повторение такой советской дипломатической уловки белорусским руководством не сработает, поскольку и размеры страны не те, и военный потенциал мизерный, -- отмечает аналитик.
По его мнению, для выхода из этой конфликтной ситуации как белорусской, так и шведской стороне нужно будет искать компромисс и сохранять лицо.
Вот это будет довольно сложно, поскольку уже не сегодня - завтра на произошедшее отреагируют страны Евросоюза. Скорее всего, как и весной нынешнего года, послы ЕС могут дружно покинуть Минск, - прогнозирует эксперт.
В то же время, считает аналитик, до разрыва дипотношений между Беларусью и Швецией дело не дойдет.
Это абсолютно нереальная ситуация. Разрыв дипломатических отношений - это очень серьезный шаг, и пока еще конфликт не разгорелся настолько сильно, чтобы дело дошло до этого, - резюмирует Павлюк Быковский.