Боевик «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» выходит на экраны французских кинотеатров. Перед нами новый пример смелости американского кинематографа, который позволяет себе фантазии на тему национальных идолов… В отличие от того, что мы видим во Франции.
Atlantico: Американский фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» рассказывает о приключениях (будущего) президента, который убивает вампиров топором. Можно было ли снять во Франции нечто вроде «Де Голль против зомби»?
Паскаль Бошар: Мне бы скорее пришло на ум «Олланд против вампиров»… Но все равно ничего такого мы не увидим. Просто потому что во Франции образ президента используют редко. На подобное хватало смелости у очень немногих. Так, например, в 1961 году вышла картина «Президент» (Le Président) Анри Вернея (Henri Verneuil) с Жаном Гобеном, однако главу государства в нем так и не показали: речь шла о президенте совета.
Что касается де Голля, он появился в очень небольшом числе фильмов. Насколько мне известно, его силуэт встречается в посвященной Сопротивлению «Армии теней» (L’Armée des Ombres) 1969 года. Герой Лино Вентуры (Lino Ventura) приезжает в Лондон, но нам удается увидеть лишь рукав президента. О де Голле, разумеется, снимали телефильмы с участием более или менее похожих на него актеров, однако французский кинематограф очень редко показывал своих президентов на большом экране.
- Такая скоромность касается не только де Голля?
- В целом французское кино всегда проявляло чрезвычайную осторожность. Так, например, президент Жискар д’Эстен не появился ни в одной картине за исключением документального фильма Раймона Депардона (Raymond Depardon) об избирательной кампании 1974 года, показ которого был запрещен д’Эстеном.
Тем не менее, недавно все же вышли две приметных в этом плане картины: «Прохожий с Марсового поля» (Le Promeneur du champ de mars), хороший фильм о жизни Франсуа Миттерана, в котором бывшего президента очень натурально сыграл Мишель Буке (Michel Bouquet), и прошлогоднее «Завоевание» (La Conquête), где роль президента Саркози исполняет Дени Подалидес (Denis Podalydès).
Нужно отметить, что фигура де Голля оставила особенно заметный след в умах и всегда производила сильное впечатление. Его личность была так сильна, что его всегда боялись изобразить. В США же такой стыдливости не существует. Посмотрите на Оливера Стоуна (Oliver Stone), который снял фильмы «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (JFK, 1992 год), «Никсон» (Nixon, 1995 год) и даже «Буш-младший» (W., 2008 год): у него нет никаких колебаний. Голливуд проявляет немалый интерес к эпическим биографическим картинам, которые повествуют о жизни знаменитых людей. Во Франции они появляются гораздо реже.
- Изменяется ли как-то это отношение французов к появлению президентов на экране?
- Понемногу… Но вы можете сейчас представить себе фильм о Шираке? Или Франсуа Олланде? Действительно, мы еще к этому не готовы…
- Связаны ли эти различия между французским и американским кино с отношением к политической власти? Или, может, к истории?
- Французский кинематограф традиционно осторожно относится к политике, как будто опасается, что может поплатиться за позицию.
При всем этом, причины американской «смелости» вовсе не обязательно связаны с духом фронды и интеллектуальной независимостью, так как большинство американских фильмов, в которых глава государства является одним из персонажей, представляют все так, чтобы продемонстрировать превосходство североамериканской политической модели. Так, например, в картине «Молодой мистер Линкольн» (Young Mister Lincoln, 1939 год) Джон Форд (John Ford) рассказывает о первых шагах будущего президента, когда тот еще был молодым адвокатом. Таким образом, он подчеркивает идею о том, что в США возможно подняться из самых низов общества и достичь вершины.
- Можно ли связать это с особенностями американской истории, которая все же короче нашей?
- Прежде всего, дело в том, что США испытывают бóльшую потребность подчеркнуть свою значимость. Так, в период экономического кризиса 1930-х годов в Америке вышло огромное число фильмов об Аврааме Линкольне. То же самое можно увидеть и в вестернах: в них нередко присутствуют сцены местных выборов, которые демонстрируют превосходство американской демократической системы.
- Вы утверждаете, что голливудский кинематограф уже давно защищает американскую систему. Этот фильм, в котором Линкольн представлен как супергерой, тоже является частью этой тенденции?
- Линкольн - это настоящий идол. Он появляется в одном из шедевров кино, «Рождении нации» (The Birth of a Nation, 1914 год) Дэвида Гриффита (David Griffith), который рассказывает о его убийстве. В этой расисткой картине, в которой ощущается поддержка Ку-клукс-клана, Линкольн представлен в отнюдь не лучшем свете. Тем не менее, всеобщее восхищение было таковым, что в 1930-х годах Авраама Линкольна изображали исключительно в виде памятника самому себе.
В новом фильме он стал охотником на вампиров. Делает ли это его человечнее? Или наоборот выглядит совершенно нелепо? Нужно дождаться выхода фильма. Однако уже сейчас можно сказать, что отношение к президентам в последних американских картинах не слишком почтительное. Они перестали быть идиллическими фигурами. В «Побеге из Лос-Анджелеса» (Escape from L.A.) он лжив, во «Второй гражданской войне» (The Second Civil War) - самолюбив, в «Убийстве в Белом доме» (Murder at 1600) - слаб, в «Марс атакует» (Mars Аttacks) - глуп, в «Абсолютной власти» (Absolute Power) похотлив и жесток, тогда как в «Плутовстве» (Wag the Dog) он всего лишь марионетка в руках своих советников… О слабостях президентов и их темной стороне начали особенно активно говорить после авантюры Билла Клинтона в 1990-х годах.
В то же время американцы не боятся фарса и пародии, как, например, в «Марс атакует», в котором Джек Николсон (Jack Nicholson) сыграл поистине нелепого президента. Так что «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» тоже может попросту оказаться фарсом.
Паскаль Бошар (Pascal Bauchard), профессор истории, эксперт по истории кинематографа.