Гражданин России Модест Колеров в нашей стране появляется только в моменты перегруппировки промосковских политических сил. Его объявление нежелательным для Латвии лицом симптоматично. Во-первых, это подтверждает очевидный после выборов в Сейм факт - пилотный проект под названием «Центр согласия» (ЦС) в нынешнем виде закончился. Во-вторых, вместо него готовятся намного более агрессивные проекты.
Заявление МИДа о включении бывшего советника президента России Владимира Путина и экс-руководителя издательства Regnum Модеста Колерова, а также заместителя главного редактора агентства Regnum Игоря Павловского в список нежелательных лиц звучит скупо: «Решение принято на основании информации компетентного латвийского учреждения о скрытой деятельности Колерова и Павловского, которая направлена против интересов безопасности Латвии, в том числе территориальной целостности и экономической безопасности страны».
У «компетентного учреждения» (Бюро по защите Конституции (БЗК) и Полиции безопасности), очевидно, есть основания считать, что деятельность Колерова в Латвии создает угрозу для государства. Так или иначе, аргументы БЗК показались достаточно серьезными министру иностранных дел Эдгарсу Ринкевичу (партия которого после досрочных выборов выступала за включение ЦС в правительство), чтобы последовать примеру Литвы, Эстонии и Грузии, которые еще раньше решили, что деятельность «политтехнолога» Колерова направлена против безопасности этих стран.
Работа »политтехнолога» заключается в том, чтобы сконструировать идеологическую основу и спланировать мероприятия для достижения политических целей. Целью путинских чекистов в «ближнем зарубежье» и странах Балтии всегда было восстановление и укрепление имперского влияния Кремля.
Колеров четко и ясно напомнил об этом в 2003 году, когда вместе с еще одним »политтехнологом» и советником Путина Глебом Павловским опубликовал «меморандум» о политике России в странах Балтии. Там заявлялось, что «национальные интересы России в Балтийском регионе основаны на вечных приоритетах России на северо-западе», а именно: «реализации стратегического контроля над побережьем Балтийского моря». Поэтому важно в этом регионе защищать «цивилизованные права» жителей, которые «ориентируются на Россию и лояльны России, а также поддерживать русскую диаспору и всех граждан бывшего СССР в политической, правовой и культурной сфере, учитывая статус России как правопреемницы Советского Союза».
Однако в упомянутой публикации Колеров с Павловским рекомендовали пересмотреть политику России в Латвии, в основе которой ранее была «поддержка различных политических сил, которые декларировали - зачастую без каких-либо доказательств - защиту интересов русскоязычного населения Латвии». Дальше должно быть по-другому: «Прежде чем поддержать чью-то политику, Россия имеет право поинтересоваться эффективностью ее результатов. Не обремененные излишним чувством ответственности «друзья России» должны уйти в прошлое».
Началась ревизия »друзей России» и существенный пересмотр их тактики. В 2005 году из четырех партий создали «Центр согласия» с »цивилизованным лицом» - с Нилом Ушаковым на первом плане, который отодвинул главную прежнюю ударную силу Кремля в Латвии - ЗАПЧЕЛ, в том числе и непревзойденную в провоцировании ненависти латышей Татьяну Жданок, а также посидевшего у руки Путина «европейского», но политически импотентного Яниса Юрканса. Вместо постоянной этнической напряженности и политической конфронтации, которая оказалась совершенно неэффективным средством для восстановления влияния Кремля, и протаскивания лояльных Москве политических формирований в структуры власти латвийского государства пришли «прагматизм» и «конструктивность». А также призывы «жить дружно», как любил повторять один из лидеров ЦС Янис Урбанович.
Заявление Урбановича перед выборами 10-го Сейма в 2010 году «Я буду у власти!» могло бы реализоваться, если бы менее чем через год президент Валдис Затлерс не инициировал роспуск Сейма. Избиратели вышвырнули из политики бизнес-партнеров ЦС по власти Шкеле и Шлесерса и сократили депутатскую скамью «зеленых крестьян» Лембергса. А сам ЦС оказался настолько неловким получателем власти, что не сумел использовать даже готовность партии Затлерса и части «Единства» это допустить. После этого провала для удержания распадающегося электората пришлось принести на алтарь языкового референдума даже «умеренного» Ушакова. Однако возглавляемое им объединение как проект по получению власти было списано.
И Колеров снова поспешил в Латвию. В июне его чуть ли не прямо из аэропорта на машине фракции ЦС отвезли в Латгале - в Даугавпилс и Ливаны, - которая в следующем году вместе с Ригой будет плацдармом промосковских сил на выборах в самоуправления. Затем в Риге он представил свою новую книгу с красноречивым названием «Пульсирование империи», в которой снова страны Балтии открыто указаны как враги России.
В группе слушателей выступления Колерова «пульсировали» в надежде многие потенциальные кандидаты для политических конструкций Кремля - вместе с депутатами ЦС там были, например, организатор референдума по русскому языку Александр Гапоненко и регистратор партии Линдермана Илларион Гирс. А на почетном месте в первом ряду - госконтролер Ингуна Судраба, которая две недели назад участвовала в конференции «Балтийского форума» в Юрмале.
Время тактики »прагматичного конструктивизма» в отношениях Кремля не только с Латвией закончилось. Лозунгом старого нового президента Путина будет «империя или ничего». Колеров - пешка в этой политике неоимпериализма. Но его политическая биография была тесно связана с политическими проектами Кремля в Латвии. А сказанное сразу после объявления решения МИДа о том, что Латвия «приближается к национальной катастрофе», это, несомненно, не только его личное пожелание, но и пожелание российских вождей. У «компетентных учреждений» нашего государства и впредь работы будет достаточно.
Перевод: Лариса Дереча