Трехдневное путешествие из города Африн на западе Сирии вдоль турецкой границы подошло к концу. Саид Наджар, наконец, может отдохнуть в окружении друзей в одном из отелей Эрбиля, столицы Иракского Курдистана. Этот политический активист со страхом начал свой путь из охваченных боями пригородов Алеппо. Затем ему пришлось пройти через десятки блок-постов. Только достигнув курдского региона Сирии, он смог расслабиться на протяжение оставшихся 150 километров пыльной дороги, которая привела его к иракской границе.
В Алеппо сирийская армия ведет «мать всех битв», сея смерть и разрушения, однако почти месяц назад она оставила сирийский Курдистан, не пролив ни капли крови. Вакуум власти продлился недолго. Партия «Демократический союз» не замедлила воспользоваться ситуаций и сегодня держит под контролем всю зону. Хотя это движение и не отказалось от поддержки лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Окалана, который уже 13 лет находится в тюрьме на острове Имрали, оно не согласно с тем, что его называют прикрытием для курдских повстанцев-марксистов из Турции.
Точно так же руководство ПДС отрицает то, что приход к власти этой партии является результатом соглашения с Ираном или сирийским режимом. «Это плоды долгой и терпеливой работы в курдском обществе, - объясняет представитель ПДС в Ираке Хусейн Кочер. - Мы построили настоящее государство. У нас есть народный совет, мы сформировали суды, отряды для защиты мирного населения. Все это позволило отодвинуть на второй план вооруженные силы. В некоторых курдских регионах институты сирийского режима все еще работают. Но все это - чистая формальность. Они ослаблены, и всеми текущими делами занимаются курды.
Читайте также: Международное измерение курдского вопроса
Амбиции ПДС
В конце июля телевидение показало кадры всеобщего ликования в Курдистане. Тем не менее, как считают некоторые, у этой исторической свободы горький привкус. На прошлой неделе представителям национального курдского совета Сирии (НКС, близкая к правительству Иракского Курдистана группа) не удалось скрыть своего замешательства. «Члены НКС вооружены, только поэтому им удается нас контролировать, - заявил вице-президент НКС Мустафа Джумах. - Они создают контрольные пункты, следят за машинами и людьми, прослушивают телефоны. Население недовольно. Вперед нужно продвигаться сообща. Нам нужно совместное управление службами и институтами. Но мне кажется, что они продолжат действовать в одиночку».
Соглашение о сотрудничестве двух курдских политических партий Сирии, которое было подписано 11 июля под эгидой президента Иракского Курдистана, висит на волоске. Салах Баруддин встречает нас на роскошной террасе своей виллы в нескольких сотнях метров от президентского дворца Масуда Барзани. Этот влиятельный политик и бывший соратник Ясира Арафата не исключает вооруженной борьбы с гегемоническими планами ПДС: «В Ираке находятся 1500 дезертиров. Этих солдат будут тренировать в наших казармах. Затем они смогут вернуться в свою страну и обеспечить защиту населения. 650 из них уже готовы к действиям на границе. Революция охватывает новую территорию. Сейчас руководству Свободной сирийской армии нужно сотрудничать с Курдистаном, чтобы позволить им вернуться в Сирию».
Также по теме: Иранский фактор в решении курдской проблемы
На ножах
Тем не менее, сейчас ПДС крепко держит в своих руках границу, и эта ситуация вызывает беспокойство в Анкаре. С конца июля турецкая армия отмечает рост числа нападений РПК на ее собственной территории. То есть, для нее и речи не может идти о том, чтобы позволить мятежникам создать себе укрытие на севере Сирии. Угрозы Турции, которой вторит и госсекретарь США Хиллари Клинтон, пока остаются только словесными, однако ее вооруженные силы значительно нарастили присутствие вдоль сирийской границы.
Багдадское правительство, которое уже давно на ножах с автономным курдским регионом, также внимательно следит за развитием событий. К границам Курдистана были направлены подкрепления, которым готовы ответить силы президента Барзани. Многие наблюдатели опасаются открытия нового фронта. «Все может быть, - делает пессимистичный вывод глава Национального курдского совета. - Сирия сложна и непредсказуема, и это, без сомнения, отразится на всем регионе».