– Одно из измерений курдского вопроса связано с «человеческими правами и представительной демократией».
– На другой стороне медали – измерение, предполагающее использование проекта Курдистана Западом.
Интересы мировых сил, желающих создания независимого Курдистана в регионе, не имеют отношения к демократии. То, что действительно имеет для них значение, – это Курдистан, который может стать подконтрольным им союзником на Ближнем Востоке. Образование Курдистана важно для США, Израиля и ряда гигантов Европы. Важно не только с точки зрения оказания влияния на Иран, арабские государства и Турцию, но также с позиций его использования против России и Китая в регионе.
Таким образом, образование Курдистана приобретает значение не только с точки зрения регионального, но и глобального баланса сил. Сегодня на Ближнем Востоке наблюдается переплетение глобальных динамических процессов с региональными. С точки зрения мировых сил даже исламское измерение может быть использовано для реализации «проекта Курдистана».
Читайте также: Цена независимости «Курдистана» - нефтяное соглашение на 50 лет?
После 1990-х гг. получил ускорение
За последние 100 лет вопрос Курдистана всегда присутствовал, но начиная с 1990-х гг. набрал ускоренные темпы. Это был спор за взятие под контроль Ближнего Востока.
– Для Запада (и США) характерно как единство, так и конкуренция между США, ЕС, Израилем.
– Россия и Китай не хотят полностью упустить Ближний Восток и отдать его Западу (и США).
Как только США, Израиль и некоторые гиганты ЕС приняли решение реализовать проект «Большой Ближний Восток», Курдистану и исламскому измерению была отведена функция тарана.
– Курдистан «в отношении иранцев, арабов и турков становится четвертым измерением».
– Наряду с Курдистаном «Братья-Мусульмане» также включаются в игру и способны оказать поддержку политическим решениям Запада под флагом умеренного ислама.
Также по теме: Рабочая партия Курдистана и «курдская весна»
Турция и Курдистан
Даже если руководство Турции открыто не сказало «да», то начиная с 1980-х гг. в определенной степени стало «подмигивать» Курдистану.
– Первый шаг сделал Озал, который в завуалированной форме постепенно распространил мысль: «если США настаивает, значит, нет смысла возражать».
– Создавали беспокойство мероприятия против ряда политических партий и ВС Турции, подобного рода препятствия необходимо было ликвидировать.
– На пути приверженцев республиканских ценностей в Турции, кемализма и преимуществ Лозаннского договора возникали другие препятствия.
1990-е и 2000-е гг. прошли под знаком устранения таких препятствий перед новой конфигурацией Ближнего Востока.
На сегодняшний момент образовалась довольно значительная часть убежденных в том, что Курдистан теперь неизбежен.
Читайте также: Международное измерение курдского вопроса
– В Ираке можно говорить о фактическом расколе и разделе государства.
– События в Сирии показывают, что ситуация развивается по иракскому сценарию.
– Взявшие на себя функции подготовить общественное мнение в Турции достаточно преуспели в этом направлении, столкновения на юго-востоке страны и некоторые открытые политические требования выглядят как общепринятые.
Возникает ощущение, что мнение сформировалось: «Без Курдистана нет покоя народам в регионе». Действительно ли ситуация складывается таким образом?