Видеоигры призваны дать человеку возможность отдохнуть и уйти от действительности. Игры не всегда посвящены проблемам реального мира, потому что их предназначение - не в этом, и потому что делать это им трудно.
В 2012 году ситуация начала меняться. Тысячи людей играют в игры, заставляющие их становиться свидетелями непростых событий (Spec Ops: The Line) или делать трудный выбор (серия The Walking Dead компании Telltale Games). Но эти игры не обращаются к проблемам, с которыми любой из нас может столкнуться дома. Речь идет о демонах алкоголизма в семье.
Такая задача ставится перед игрой Papo & Yo для приставки PlayStation Network, вышедшей в продажу во вторник. Это - детище бывшего дизайн-директора Electronic Arts Вандера Кабальеро (Vander Caballero), который в 2010 году основал собственную компанию Minority Media.
«Я работал в Electronic Arts, но потом понял, что не могу больше трудиться в студии Triple-A. Если вы бывали в студии, то видели, что там делаются одни только «стрелялки», что все вертится вокруг убийства людей. Я сказал, что хочу сделать игру, которая будет небезразлична людям, - говорит Кабальеро. – Я понял, что кино привлекает меня больше, чем игры. Это из-за содержания игр. Там всегда насилие, большие пушки, стремление стать как можно сильнее».
Читайте также: В Иране 130 тысяч алкоголиков
Презрение Кабальеро к играм мейнстрима можно ощутить во всем, чего нет в Papo & Yo. Это простая и приятная игра. Там вы не найдете ни одного пистолета, когда начнете путешествие по фавелам заброшенного города. Ваш герой Чико – 10-летний мальчик, бегущий в воображаемый мир, дабы не сталкиваться с неприятными и отвратительными вещами. Его товарищами становятся летающий игрушечный робот Лула, помогающий мальчику разгадывать головоломки и перепрыгивать широкие расселины, и Монстр.
Уродливая метафора
Монстр - это неуклюжее животное розового цвета, чем-то отдаленно напоминающее носорога. У него - примитивные эмоции, и он испытывает простые потребности. Он спит и охотится за кокосами, которые можно использовать, чтобы привлечь его к решению головоломок. По словам Кабальеро, он хотел создать героя, с которым игроки могли бы сблизиться и подружиться. Самым большим вдохновением для него стала игра для PlayStation 2 под названием ICO. В ней игрок проводит через всю игру слепую принцессу.
Вы быстро выясняете, что у Монстра есть мерзкая привычка, несмотря на его приятный внешний вид. Его пагубная страсть – пожирание лягушек. Поедая их, он приходит в неописуемую ярость, и начинает безжалостно преследовать Чико, нападая на него до тех пор, пока не придет в себя.
Также по теме: Россия - страна, где пиво - не алкоголь
«После ICO прошло 10 лет, а люди все еще думают о ней. Никакая другая игра даже близко не подобралась к эмоциональным взаимоотношениям с героем, - объясняет Кабальеро. – Я хотел сделать нечто подобное, что имело бы смысл. Я говорю о своих отношениях с отцом и о том, как я это пережил. Я использовал хорошие детали игры ICO, научился на их примере, и вложил все это в свою игру».
«Я хотел, чтобы люди научились справляться с героем, который добр по отношению к тебе, но, одновременно, сам является злом. Я хотел помочь людям разрешить этот конфликт».
Такая концепция кажется немного неуклюжей, но это не так. Есть определенные намеки на то, кто этот Монстр, и кого он представляет. Но вы можете играть в эту игру и наслаждаться ею, зная о подоплеке и о предыстории ровно столько, сколько захотите. Игра все равно великолепна, потому что она затягивает вас в этот мир, позволяет вам привязываться к ее героям. Это - свидетельство высокого качества метафоры, которую Кабальеро сумел вплести в ее канву.
«Во время работы в Electronic Arts я познакомился с Нико Родисом, который работал на киностудии Pixar над первым мультфильмом «История игрушек». Он сказал мне, что метафора крайне важна для хорошего сюжета, чтобы сделать его доступным. Я долгие годы думал о правильной метафоре для этой игры. Задумываясь сейчас, я вижу, что у этого монстра - те же черты, что и у моего отца», - говорит он.
Читайте также: Angry Birds начинают полет с амбициозным планом по сбыту товаров
Успехи и неудачи
Papo & Yo вводит вас в уникальный мир, какой в других играх вы не увидите. Фавела - это магическое место, которое интересно исследовать. Им можно управлять при помощи рычагов и переключателей, которые Чико находит на стенах, и которые похожи на обычные рисунки мелом. Иногда вы поднимаете коробку, и весь дом начинает двигаться. Вы можете бросить коробку где угодно, чтобы изменить постоянное местоположение дома. Найдите такой дом с рычагами, и у него появятся ноги или крылья, которые перенесут вас вместе с ним в другое место.
Там есть также небольшие "фишки", которые творят чудеса. Это картонные коробки с подсказками, которые Чико надевает себе на голову. Внутри коробок - детские рисунки, которые служат инструкциями.
Но в каждой блестящей точке этого изобретательного мира есть то, что нуждается в дополнительной доводке и шлифовке. Игра независима, но в ней есть масса графических недостатков, которые мешают ей. Герои иногда теряют связь с окружающей обстановкой из-за проблем графического изображения, напоминающих Nintendo 64. Иногда из-за странных глюков мне приходилось начинать игру заново – в том числе - из-за неожиданного выпадения из окружающей обстановки.
Также по теме: Пьяный Восток
Эти проблемы не портят картину коренным образом, но могут смазать ваши впечатления, вывести вас из состояния погружения в игру. К счастью, остальные игровые элементы, - такие, как управление и камера, работают вполне уверенно на всем протяжении игры. Кроме того, во вторник Minority Media выпустит вставку в программу, чтобы устранить ее сбои.
Эту игру стоит пройти до конца, который сам по себе очень впечатляет. (Больше ничего не скажу, дабы не испортить впечатления.) Вот как об этом говорит Кабальеро:
«Она настолько эмоциональна, что люди реагируют по-разному. Кто-то заплачет. Кто-то задумается. Некоторые люди, кто не в ладах со своими эмоциями, скажут: «А, дерьмо, мне не понравилось». Это игра-драма, а у нас немного драматических игр. Некоторые люди посмотрят на нее со стороны и скажут: «Ох, она кажется такой веселой и радостной». Но все равно это - игра-драма».