Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мотивы и противоречия политики Турции на Ближнем Востоке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Было бы неверно связывать причины трудностей, с которыми в последнее время сталкивается Турция в своей политике на Ближнем Востоке, с одним фактором или источником. В неожиданных неудачах отношений Турции с Сирией, Ираком и Ираном, наряду с политикой Анкары есть вклад и этих стран, и международной конъюнктуры.

Было бы неверно связывать причины трудностей, с которыми в последнее время сталкивается Турция в своей политике на Ближнем Востоке, с одним фактором или источником.

В неожиданных неудачах отношений Турции с Сирией, Ираком и Ираном, наряду с политикой Анкары есть вклад и этих стран, и международной конъюнктуры.


***

«Арабская весна» дала новое направление отношениям с Сирией. Если бы в Сирии не произошло народного восстания, и режим Асада не обратился к политике насилия с целью удержаться у власти, несомненно, прочные отношения Анкары и Дамаска продолжались бы, как и прежде. Однако тенденция больших «изменений», вызванная внутренними процессами в арабских странах (и сейчас - в Сирии), изменила, в том числе, курс турецко-сирийских отношений.

Читайте также: Турецкой политике не хватает «Большого проекта»?


В нарушении отношений с Ираком важную роль играют возникшие в этой стране после оккупации США вакуум, дисбаланс и нестабильность.

Международная конъюнктура и новая конфронтация в регионе открыла путь былой конкуренции между Турцией и Ираном и новым спорам в их отношениях.

***

Таким образом, в ухудшении отношений Турции с соседними странами в регионе на этой стадии очевидно влияние событий, происходящих непосредственно в этих государствах, а также позиции администраций этих стран. Вместе с тем, представляется полезным обратить внимание на роль, которую играет преследуемая Анкарой политика, и сделать необходимые выводы.

Некоторые основные принципы политики руководства Партии справедливости и развития, в последние несколько месяцев открывшие путь к трениям и напряженности, особенно в отношениях с тремя названными странами, можно обобщить следующим образом:



1) Проактивная политика.

Для Анкары естественно стремление показать свою активность в регионе и дать понять неподдельную заинтересованность в изменениях. Турция благодаря своему возрастающему экономическому потенциалу и политической деятельности в последнее время стала региональной силой.

Также по теме: Турция. Генералы-«заговорщики» отправленны на пенсию

Однако вопрос состоит в том, как Анкаре использовать эту силу и влияние. Те, кто находится на посту, сегодня переполнены самоуверенности, причем настолько, что всеми средствами предпринимаются попытки доказать, что только при активной поддержке Турции возможно решение региональных (и даже глобальных) вопросов, Турция занимает позицию основателя «нового порядка» и арбитра региона.

На практике эта риторика воспринимается как желание Турции вмешаться в каждый вопрос, как настойчивое, но временами агрессивное поведение.

Например, в сирийском вопросе в рамках позиции противодействия режиму Асада предпринимались проактивные действия для его свержения, организации оппозиционных сил и повстанцев…

2) Понятие миссии.

У руководства Партии справедливости и развития есть свое восприятие миссии во внешней политике. Политика в отношении региона характеризуется как «принципиальная» и «моральная». В рамках такого понимания по сирийскому вопросу сформировалась позиция, связанная с отрицанием тирании и жестокости. Также – как в Ираке – вырабатывается позиция на стороне «жертвы»…

Читайте также: Какой видит Турцию Ближний Восток?

Это прекрасные принципы… Только, во-первых, относительно похожих событий одинаковые принципы не соблюдаются, а во-вторых, если соблюдаются, оборачиваются противоположной стороной, и Турция воспринимается как навязчивая или агрессивная.

3) Доля риска.

Руководство Турции в политике на Ближнем Востоке берет на себя некоторые риски, прогнозируя выгоду в будущем. Как и в других сферах, риск присутствует и в дипломатии, только условием риска должен быть холодный расчет. Иными словами, необходимо тщательно проанализировать, насколько цена прогнозируемой выгоды соответствует долгосрочным интересам.

Необходимо, чтобы применяемая в Сирии политика против Асада просчитывала риски постасадовского периода. Кроме того следует принимать во внимание то, какое воздействие на Турцию способны оказать потенциальный хаос, этнические и религиозные конфликты. «Обеспокоенность новым образованием» на севере Сирии считается для Анкары предупреждением.

***

Как было отмечено, существуют различные причины противоречий и проблем, происходящих сегодня в отношениях Турции с соседними странами. Нам сложно контролировать внешние причины. Но внутренние причины, исходящие от нас, возможно и необходимо хладнокровно анализировать и делать соответствующие выводы…