На этой неделе вновь возникли мощные разногласия в связи со стремлением Игоря Сечина сохранить свои руководящие позиции в российской энергетической отрасли. Они дают все больше публичных доказательств того (хотя их и так вполне достаточно), насколько активно усиливается конфликт между лагерями президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
Ведущая государственная нефтяная компания «Роснефть», которую возглавляет Сечин, объявила о том, что этот консервативный союзник Путина был избран председателем совета директоров государственной инвестиционной компании «Роснефтегаз». Данная компания может сыграть ключевую роль в консолидации отрасли, о чем сегодня ведется очень много разговоров.
Однако руководитель пресс-службы премьер-министра Дмитрия Медведева, который продвигает планы приватизации вопреки противодействию Сечина, заявила газете «Ведомости», что не слышала о правительственной директиве по поводу его выборов.
Читайте также: Российская приватизация - Дворкович 1, Сечин 0
Представитель Роснефти рассказал beyondbrics, что Владимир Путин подписал правительственную директиву о назначении Сечина 6 мая – в последний день своего пребывания на посту премьер-министра, после чего состоялась его президентская инаугурация.
После этого распоряжение было отдано членам правления Роснефтегаза. «Единственный вопрос заключался в том, когда состоится заседание совета директоров по его избранию, - сказал этот представитель. – По какой причине возник весь этот шум? Кто-то в [новом] правительстве говорит, что не видел эту директиву. Но она существует. Роснефть получила ее от государственного агентства по собственности».
Ранее сообщалось лишь о том, что Путин отдал распоряжение об избрании Сечина в состав совета директоров Роснефтегаза, но при этом конкретная должность не указывалась.
Споры по поводу того, что на первый взгляд может показаться простым клочком бумаги, переливаются через край, потому что, став председателем Роснефтегаза, Сечин будет руководить крупнейшим объединением активов в энергетической отрасли, осуществляемым государством.
Также по теме: Кудрин - Европу ждет серьезный кризис
Путин еще в мае произвел пробный выстрел по обширным планам приватизации Медведева, издав распоряжение, в котором говорится, что Роснефтегаз может покупать государственные доли в энергетическом секторе, хотя Медведев намеревался выставить эти активы на открытую продажу.
Правительство Медведева в своих попытках проведения более либеральной политики по-прежнему борется с этим решением. Сечин, уйдя с должности заместителя премьер-министра, перестал руководить энергетическим сектором. Но его влияние и его стремление сохранить активы в руках государства получили новое подкрепление, когда Путин в июне распорядился создать специальную комиссию по энергетической промышленности и назначил Сечина ее председателем.
Все это напоминает действия по созданию параллельного правительства для энергетической отрасли с Сечиным у штурвала. На это в июне указывали аналитики и банкиры.
Мало кто сомневался и в том, что Сечин получит должность председателя Роснефтегаза. Однако, как сказал один банкир, поскольку правительство во вторник продолжало настаивать на том, что решение по должности председателя не принято, так как директиву никто не видел, это свидетельствует лишь об одном: кабинет продолжает борьбу.
Читайте также: Силовики в панике
«Они прилагают максимум усилий для того, чтобы ослабить Сечина. Они знают, что в этой войне не победят, однако пытаются сопротивляться и делают все возможное, чтобы оттянуть момент. Отсутствие ясности и решений по поводу перспектив энергетического сектора вполне устраивает правительство», - сказал этот банкир, попросивший не называть его имя.
Став председателем Роснефтегаза, Сечин наверняка получит в свое распоряжение счета этой инвестиционной корпорации в размере 46 миллиардов рублей. Эти средства были собраны в виде дивидендов, полученных Роснефтегазом от принадлежащих ему 75,5 процента акций Роснефти и 10,4 процента акций Газпрома.
«Ведомости» сообщили во вторник, что медведевский союзник Аркадий Дворкович, сменивший Сечина на посту заместителя премьера по вопросам энергетики, призывает основную часть этих средств перевести в бюджет. Если этот призыв будет реализован, Роснефтегаз и Сечин лишатся своего главного оружия в приватизационном споре. Сечин надеется купить на эти деньги государственную долю в энергетическом секторе, утверждая, что из-за неразберихи на мировых рынках Роснефтегаз может заплатить за эти активы больше, чем частные инвесторы.
На кон поставлено очень многое, и ни одна из сторон без борьбы не сдастся.