Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пятерка самых культовых мемов

Олимпиада едва успела закончиться, а гики уже накинулись на фотографии спортсменов, чтобы превратить их в мемы – гуляющие по интернету картинки и шутки. Добро пожаловать в мир посвященных.

Советский и российский эстрадный певец Эдуард Хиль
Советский и российский эстрадный певец Эдуард Хиль
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рикроллинг, Mr.Trololo, Чак Норрис и Nyan Cat - как появляются и распространяются мемы? По мнению эксперта, мем нельзя понять без знания стоящей за ним культуры, потому что он зачастую содержит в себе отсылки к другим мемам или культурным практикам в сети. Обычно мемы имеют смысл только для посвященных и тесно переплетены с изначальным дискуссионным пространством.

1. Рикроллинг

Рикроллинг появился даже в твиттере Барака Обамы, что наделало немало шума. Суть заключается в том, что во время обсуждения в интернете выкладывается замаскированная гиперссылка, которая в конечном итоге выводит вас на видеоклип Рика Эстли (Rick Astley).



2. Mr.Trololo

Mr.Trololo – это в некотором роде российский эквивалент предыдущего мема. Речь идет об исполнении Эдуардом Анатольевичем Хилем шлягера советской эпохи «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Эта запись породила множество самых разных пародий в сети. Хиль узнал о своей внезапной полярности в интернете, когда услышал, что его внук напевает отрывок из песни.



3. Чак Норрис

Речь идет о выдуманных подвигах Чака Норриса, из которых следует, что он - сильнейший во вселенной.

4. Nyan Cat

Nyan Cat (или Нянкот) – это нарисованный в стиле 8-битной графики (отсылка к культуре видеоигр) летящий кот, за которым тянется радужный шлейф.



5. PedoBear

PedoBear (или Педобир) – это медведь-педофил, который появляется всякий раз, как кто-то делает тенденциозное или путанное заявление.

Atlantico: Как распространяется мем?


Оливье Моко: Сначала необходимо выделить несколько этапов. Прежде всего, это собственно появление мема. Обычно это происходит на каком-либо форуме, где пользователи для развлечения выкладывают изображения, сопровождая их лаконичными подписями.

Если картинка пользуется успехом, другие участники обсуждения начинают использовать ее во всем дискуссионном пространстве: в форумах, чатах, твиттере и т.д. Изображение служит для замены слов. От замены к замене, непосвященным становится все сложнее уловить суть происходящего, - тем более, что это явление обычно связано со специализированными платформами. Мем может появиться только в том случае, если его используют на платформах с солидной аудиторией, где он способен привлечь внимание людей, которые не участвовали в изначальном обсуждении. Примером тому может послужить 4Chan, нечто вроде форума, где собираются множество людей и ведут разговоры на любые темы. Обычно, если на этом сайте появляется мем, то он получает большое распространение, так как его начинают выкладывать многие пользователи. Кроме того, существуют целые сайты, которые специализируются на мемах.

Таков самый традиционный способ появления мема. Кроме того, источником мемов могут послужить промышленность и рекламные агентства: они создают изображения и логотипы, которые привлекают к себе внимание и используются аудиторией. Но все это происходит гораздо реже, и их популярность обычно не слишком велика.

- Существуют ли региональные мемы?

- Разумеется. Во Франции первый из них возник после одного из выпусков программы Télématin на телеканале France 2: журналист, снявший репортаж о MMORPG (Massively Multiplayer Online Role Playing Game, многопользовательская онлайновая ролевая игра), произнес это слово как «мепорг» (meuporgue). Это выражение приобрело небывалую популярность среди любителей сетевых игр, так как для них оно стало своего рода ответом на граничащее с невежеством негативное отношение к видеоиграм.

Еще один французский мем возник во время одного из обсуждений на форуме  Gamekult, посвященном видеоиграм. Юный пользователь, чьи познания в орфографии оставляли желать много лучшего, написал в ответе «mer il et fou» вместо «mais il est fou» (получилось «сумасшедшей море» вместо «он сумасшедший», в некотором роде это перекликается с российскими корованами, - прим. пер.). Таким образом, «mer il et fou» стал одним из первых французских мемов. 


В основе региональных мемов часто бывают языковые и орфографические ошибки. Языковая культура очень сильна. В то же время исключительно визуальные мемы могут получить всемирное распространение, так как для них не существует никаких языковых барьеров.

Для сравнения, легко можно представить себе, что в группе друзей есть свои мемы. Это нечто вроде дежурной шутки, глупости, которую повторяют не один раз. То есть, мем – это то же самое в цифровом формате и большем масштабе.

- Как рождаются мемы?

- Точно установить время появления этого понятия затруднительно. Речь идет о 2000-х годах, ближе к 2008 году. В любом случае, все это связано с «войнами флеймов» (flame wars) в юзнете и фотографиями LolCats с неизменным визуальным форматом: общепринятой схемой стало изображение кота с небольшой цитатой или фразой, а в дальнейшем на нем стали появляться не только кошки, а вообще все, что угодно.

В целом это скорее народная практика, которая близка к музыкальному рефрену, двум или трем нотам в отрывке: человек не может выбросить их из головы, постоянно напевает и насвистывает их. Мем работает примерно так же: это повторяемое повсюду изображение, фраза или короткое видео.

Существование мемов связано с особой культурой интернета. Мем попросту нельзя понять без знания стоящей за ним культуры, потому что он зачастую содержит в себе отсылки к другим мемам или культурным практикам в сети. Обычно мемы имеют смысл только для посвященных и тесно переплетены с изначальным дискуссионным пространством. Именно поэтому такая культура вызывает недоумение и скептическое отношение некоторых людей.

Кроме того, мем – это пример жизни в цифровом пространстве. Его нужно рассматривать как некую ситуацию в сетевом обсуждении, которая основывается на устном и письменном языке, а также многократно повторяемом изображении. Таким образом, ведущие общение люди каждый раз обращаются к тому же самому ситуационному штампу.

Мем позволяет всего лишь одним изображением передать целую совокупность доводов. Этот особый метод общения связан одновременно с народной (то есть, дерзкой) и изобразительной культурой, которые взаимодействуют в цифровой среде. В мемах нет ни малейшего уважения к интеллектуальной собственности, что, кстати говоря, уже порождало проблемы. Речь, в первую очередь, - о меме с отрывком из посвященного Гитлеру фильма «Падение», на котором мы видим беспокойство фюрера. После каждого политического и экономического заявления или крупных событий в сети появляется это видео, которое служит насмешкой над полемикой в реальном мире. Правообладатели потребовали убрать это видео из интернета.

Пользователи изменяют изображение, вырывают его из контекста, добавляют в него новый текст и создают тем самым новое произведение. То есть, речь идет не о копировании, а создании нового произведения на основе уже существующих (изображение, видеозапись). Тем не менее, с точки зрения закона все здесь довольно запутанно, а власти не смогли должным образом понять эту культуру и создать для нее юридические рамки. Что касается «Падения», давление оказалось настолько сильным, что видео вновь вернули в сеть. Это, кстати, пошло только на пользу фильму, точно так же, как и малобюджетному «Змеиному полету», который приобрел статус культовой картины благодаря множеству пародирующих его мемов. По сути мем прекрасно передает дух интернета: открытые для всех и многократно используемые базы данных.



- Существует ли «супермем», который стал культовым для всех?

- Самый культовый мем – это, вероятно, «рикроллинг», потому что им воспользовался даже Обама, придав ему тем самым небывалую известность. Тем не менее, главный вопрос - в том, для кого мем становится культовым. Чтобы получить такой статус в глазах широкой публики, ему нужно появиться не только в сетевых форумах, но и других СМИ, привлечь внимание обладающих авторитетом людей (лидеров общественного мнения, политических деятелей). Этому способствуют также телепередачи, которые показывают в эфире самые популярные ролики с Youtube.

Оливье Мокко (Olivier Mauco), доктор политических наук, эксперт по видеоиграм, директор по созданию игровых СМИ в Antidox и сотрудник Центра исследований цифрового пространства.