Войну в Ираке и Афганистане уже невозможно представить без участия военных подрядчиков, так называемых частных военных компаний (ЧВК). Термин «приватизация войны» прочно вошел в современный обиход, а потери среди ЧВК и общая численность сотрудников данных компаний в Ираке и Афганистане обычно вызывают массу спекуляций в СМИ и социальных сетях, итоговые цифры потерь, как правило, принимают фантастически завышенные размеры.
Также наблюдается постоянная путаница в численности военных и гражданских подрядчиков. Последних зачастую относят к первым, и в итоге на-гора выдают огромные цифры «наемников», участвующих в войнах в Ираке и Афганистане, смакуются скандальные истории их участия: от стрельбы по гражданским лицам до поставок оружия, наркотиков и проституток.
На самом деле число сотрудников ЧВК не так велико, как многие считают, а число непосредственно американских или европейских сотрудников и того меньше. По данным одного из официальных докладов Исследовательского центра Конгресса США, на март 2011 года в Ираке находилось около 10 000 сотрудников ЧВК, из них только 1 000 были непосредственно американцами, в Афганистане на 19 000 сотрудников ЧВК приходилось всего около 300 американцев. Остальные либо так называемые «граждане третьих стран», либо сами иракцы и афганцы, нанятые ЧВК. Уровень потерь среди сотрудников ЧВК примерно равен уровню потерь среди военных. За полтора года (в 2009-2010 гг.) погибло 360 человек.
Здесь речь идет только о подрядчиках Министерства обороны США. Есть ещё подрядчики Государственного Департамента, организации USAID, ООН, различных европейских организаций и ведомств, южноафриканских компаний, но их число в разы меньше и несопоставимо с главным работодателем — Министерством обороны США.
Откуда же берутся популярные слухи о сотнях тысяч наемников? Для этого надо посмотреть на общее число подрядчиков в Ираке и Афганистане. Согласно отчету Министерства Обороны США, общее число подрядчиков на третий квартал этого года составило 136 901 человек. Из них в Ираке — 7 336, в Афганистане — 113 736, в других частях света — 15 829. Эти цифры включают как гражданских, так и военных подрядчиков.
Минусуйте сотрудников ЧВК из этих цифр, и окажется, что подавляющее большинство из «сотен тысяч наемников» - это гражданские подрядчики: водители, строители, инженеры, автомеханики, сварщики, переводчики, медики, финансисты, повара, официанты, парикмахеры, массажисты и даже пожарные.
О них и пойдет речь.
Сначала о потерях среди гражданских подрядчиков. Согласно недавно опубликованному Докладу специального генерального инспектора по вопросам восстановления экономики Ирака, с 1 мая 2003 года по 31 августа 2010 года в этой стране погибло 719 гражданских подрядчиков: 318 американцев, 271 иракцев, 111 граждан других стран и 19 человек неизвестной национальности. По данным посольства США в Кабуле, в 2011 году в Афганистане погибло не менее 430 гражданских подрядчиков. На сайте журналистского проекта «Одноразовая армия» речь идет о 1700 смертях. На сайте же американских гражданских подрядчиков «American contractors in Iraq» говорится о гибели в общей сложности 3 066 человек и 83 000 обращений за страховкой в рамках Закона о военном страховании сотрудников, работающих в интересах Министерства обороны США за рубежом.
Последнее — важный момент. Все цифры погибших гражданских подрядчиков основаны именно и только на официальной статистике Министерства труда США. Под действие Закона о страховании формально подпадают все сотрудники гражданских подрядчиков, в том числе и иностранные. В реальной жизни у американских подрядчиков есть субподрядчики, почти всегда это - компании и люди «из третьих стран» или местные, то есть не граждане США. И вот потери среди этих субподрядчиков уже никто не считает, и эти потери, скорее всего, гораздо выше официально учитываемых.
Иностранные гражданские рабочие зачастую просто не знают, что попадают под обязательное страхование, а от близких погибших иногда откупаются формальной суммой наличных на местах. За все время существования компаний гражданских подрядчиков в Ираке и Афганистане только одну привлекли к ответственности за игнорирование Закона о страховании.
В 2004 году иракские боевики начали кампанию по уничтожению рабочей силы, надеясь лишить американских военных хороших бытовых условий и транспортных поставок. На чернорабочих развернулась настоящая охота. В 2009-2010 годах в Ираке местные жители и сотрудники ЧВК рассказывали мне истории о том времени, о массовой гибели гражданских подрядчиков, которые ехали наниматься черновой рабочей силой в американские компании. Боевики, в буквальном смысле слова, расстреливали автобусы несостоявшихся рабочих из Индии, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, Филиппин, Пакистана, Болгарии, Македонии, Кении, Уганды, Индонезии. Кто их считал на обочинах дорог?
В Афганистане и Пакистане, где за сутки проходит до 160 машин через границу, никто сегодня не считает количество погибших водителей и механиков транспортных конвоев. Водитель, по идее, должен получать около 300 долларов в месяц за 2-3 ходки и страховку. В жизни же логистические брокеры на местах получают от американцев до 8000 долларов за ходку и попросту забывают о страховке для шоферов в случае ранения или гибели.
Согласно расследованию журналистки Сары Стиллман, торговля людьми, рабочими для американских военных баз набирает обороты. Чернорабочих завозят из Африки и Юго-Восточной Азии зачастую путем обмана: составляя не имеющие юридической силы контракты, обещая работу в Дубаи, а по факту отправляя их на базы в Ираке или Афганистане, применяя угрозы и шантаж, либо обещая отличную зарплату в горячей точке, а на деле горе-рабочие получают пару сотен долларов в месяц, работая как каторжные и проживая в нечеловеческих условиях в морских контейнерах.
Это целая индустрия - так называемая «Логистическая Армия Третьего Мира», балансирующая на грани работорговли, с головными американскими подрядчиками, ближневосточными субподрядчиками среднего уровня (перевалочными пунктами) и с сетью сотен и сотен мелких суб-субподрядчиков по всему миру, которые не всегда действуют в рамках закона: не обеспечивают страхование, задерживают и без того мизерные выплаты, требуют первоначальные взносы за внесение в базу данных потенциальных рабочих для американских военных баз, оформляют нелегальные кредиты на доставку в Ирак или Афганистан, попросту кидают людей. Однажды попав на войну гастарбайтером, очень сложно выбраться с американской военной базы и уехать домой.
Для многих — это всего лишь замечательное расширение уже существующего многомиллионного бизнеса по доставке чернорабочих в Саудовскую Аравию, Кувейт, Эмираты и Иорданию. Активно в процессе участвует и Турция, наладившая канал поставки рабочих через свою границу с Ираком. На рынке существуют самые разнообразные фирмы, например компании, которые специализируются на доставках людей на одну ночь в рамках программ по развлечению военнослужащих на базах. Широко известны истории, когда сотрудники ЧВК в Афганистане заказывали себе на ночь массажисток, доставляемых специальным рейсом из Филиппин.
Рабочие на базах жалуются на унизительные бытовые условия, на сексуальные домогательства солдат, на отсутствие медицинской помощи. Случались даже голодные бунты. К примеру, 1 мая 2010 года на одной из баз гастарбайтеров полторы тысячи индийцев и непальцев начали громить все вокруг из-за недостатка еды и 12-ти часовых рабочих смен. Голодный бунт удалось подавить с помощью американкой военной полиции и угандийских вооруженных охранников.
Но так или иначе даже при всей тяжести условий работы и налаженной системе доставки чернорабочих на базы в Ираке и Афганистане туда, не желая платить поборы «рекрутинговым фирмам», своим ходом добираются оторви-головы из стран третьего мира, с липовыми рекомендательными письмами и фальшивыми подтверждениями обязательной американской проверки личности, в надежде устроиться на работу у ворот военных баз. Какой процент таких камикадзе добирается до баз, а какой заканчивает жизнь с отрезанной головой — тоже большой вопрос.
Военных гастарбайтеров на войну толкают не просто жадность, гонка за длинным долларом или жажда приключений. Они едут туда не от хорошей жизни у себя дома, от безработицы, многих завлекают туда обманом. И эти люди, даже прозрев на местах, не в состоянии покинуть зону войны, оставленные работодателями без обратного билета и без средств к его приобретению. Это огромная военная индустрия нищеты, потери в которой никого не волнуют, в которой официальное число погибших — лишь верхушка айсберга нового дивного мира.
Илья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны».