Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дьепп – катастрофа в ходе генеральной репетиции дня Д

18 и 19 августа 1942 года высадка союзников в районе Дьеппа закончилась неудачей. Британцы и американцы извлекли из этого уроки, тогда как Гитлер оставался уверенным в том, что он будет способен отразить вторжение на морском берегу

© РИА НовостиВысадка союзных войск в Нормандии: открытие второго фронта в 1944 году
Высадка союзных войск в Нормандии: открытие второго фронта в 1944 году
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Катастрофа началась с вежливо сформулированного приказа: «Пожалуйста, проведите атаку на один из французских портов и сделайте это с таким количеством военнослужащих, чтобы неприятель отреагировал так, как будто речь идет о вторжении». Этот приказ весной 1942 года получил Луис Маунтбеттен – командующий штаба амфибийных операций.

Катастрофа началась с вежливо сформулированного приказа: «Пожалуйста, проведите атаку на один из французских портов и сделайте это с таким количеством военнослужащих, чтобы неприятель отреагировал так, как будто речь идет о вторжении». Этот приказ весной 1942 года получил Луис Маунтбеттен (Luis Mountbatten) – командующий штаба амфибийных операций.

 

Этот известный своими рискованными операциями вице-адмирал выбрал для проведения «Операции Юбилей» хорошо укрепленную цель - курортный город Дьепп на берегу Ла-Манша, так как в этом месте располагался относительно крупный рыбный и паромный порт, а также протяженный пляж. Кроме того, ширина Ла-Манша в этом месте составляла около 130 километров – так раз то расстояние, которое конвой при максимальной скорости мог пройти в середине августе в темноте за восемь часов.  

 

Однако Дьепп был очень плохим выбором для операции по высадке десанта. Дело в том, что к востоку от этого курортного места берег был уже обрывистым, и на него могли взобраться только хорошо подготовленные бойцы с легким вооружением. Здесь также располагалась немецкая тяжелая береговая артиллерия. Кроме того, с обеих сторон именно в этом месте возвышались крутые скалы, с которых обороняющаяся сторона могла держать под обстрелом главный пляж. 

 

Цель операции была не ясна

 

Помимо этого, набережная для защиты от прибоя в Дьеппе имела стену высотой до трех метров. Она растянулась в длину на полтора километра, и на всем этом расстоянии было всего примерно 20 узких лестничных проходов и ограниченное количество транспортных наклонных въездов. 

 

Тем не менее, Маунтбеттен, который до этого спланировал нескольких специальных операций, надеялся на успех. Его план предусматривал проведение эшелонированного наступления: сначала на рассвете диверсионно-десантные отряды должны были захватить внешние артиллерийские позиции по обеим сторона Дьеппа. Сразу после этого основные силы должны были атаковать два небольших города – Пурвиль (Pourville) и Пюи (Puys). После этого главное наступление предполагалось начать на берегу силами двух полков с поддержкой танков, а затем перевести его на набережную этого курортного города.

 

Однако цель операции не была четко определена. Официально говорилось о том, что войска должны захватить Дьепп, а затем, если будет возможно, продвинуться к расположенному на расстоянии семи километров от берега аэродрому и к штаб-квартире 302-й пехотной дивизии. А вечером того же дня, согласно плану, участвующие в операции подразделения должны были отойти к берегу и переправиться на десантные суда. То есть это была сильно увеличенная диверсионно-десантная операция, подобная тем, которые, начиная с 1940 года, постоянно проводились британскими элитными частями. Только на этот раз в ней должны были принять участие не несколько десятков и не несколько сотен солдат, а более 6 тысяч военнослужащих. 

 

Надежды на второй фронт

 

С другой стороны, некоторые командиры объявили своим подчиненным о том, что высадка на берег пройдет без всяких проблем. Они также пообещали, что в случае успеха в Дьеппе будет открыт «второй фронт». Очевидно, что эти офицеры не рассчитывали на серьезное сопротивление со стоны немцев. Но они ошибались.

 

В ночь с 18 на 19 августа 1942 года флот вторжения начал движение по Ла-Маншу в направлении Дьеппа. Была теплая летняя ночь. Море было спокойным, и наблюдалось полное безветрие. Луна освещала контуры 237 двигавшихся в кильваторных колоннах британских эскадренных миноносцев, транспортных судов, торпедных кораблей и десантных катеров. 

 

На борту этих кораблей 6200 солдат ожидали начала боя: примерно 5000 пехотинцев из Канады и 1100 британских бойцов диверсионно-десантных подразделений, а также 15 французских добровольцев и 50 американских рейнджеров. Так стали называть себя в то время элитные части в Соединенных Штатах, которые были созданы по образцу британских спецподразделений. Дьепп стал для них первой боевой операцией.

 

Неожиданный немецкий конвой

 

Поначалу все шло по плану: в три часа утра на расстоянии десяти морских миль от берега корабли заглушили свои двигательные установки, и солдаты пересели в десантные катера. В радиоэфире сохранялось молчание; казалось, что вражеских военно-морских сил и самолетов поблизости не было. Все говорило о том, что «Операция Юбилей» будет проведена успешно.

 

Сначала на берег должны были высадиться британские диверсионно-десантные подразделения, объектом нападения для которых должны были стать артиллерийские позиции, расположенные в западной и восточной частях Дьеппа. Их предстояло захватить и вывести из строя. Для испытанных в боях солдат высадка была запланирована на момент рассвета, то есть на 4 часа 50 минут. 

 

Однако направленной в район Берневаля (Berneval) к востоку от Дьеппа диверсионно-штурмовой группе №3 не повезло. В 3 часа 47 минут путь затемненным десантным катерам пересек небольшой немецкий береговой конвой, который двигался также без позиционных огней. Но прежде чем британские моряки смогли осуществить обходной маневр, взорвались осветительные снаряды и вырвали из темноты этот участок моря. Момент неожиданности был утрачен.

 

Нападавшие рассеяны

 

Если бы британские корабли передвигались всего лишь на один узел быстрее, они бы разошлись с немецкими судами и никто бы ничего не заметил. Что еще хуже: британские командиры на борту эскадренного миноносца королевских военно-морских сил «Calpe» в течение нескольких часов вели наблюдение на экранах радаров за немецким конвоем. Но они не хотели нарушать тишину в радиоэфире, и поэтому не сообщили об этом экипажам десантных катеров. 

 

Полчаса продолжался бой между немецкими кораблями сопровождения и британскими десантными катерами, и после этого диверсионно-штурмовой отряд №3 перестал существовать как единое подразделение. Только половине бойцов из 460 человек первоначального состава удалось взобраться по отвесным береговым скалам в районе Берневаля. Тем не менее, немецкие орудийные расчеты в течение нескольких часов вынуждены были сдерживать наступление британских элитных подразделений, поэтому из восточного пригорода по береговой части Дьеппа артиллерийского обстрела практически не было. 

 

Диверсионно-штурмовой отряд №4 более успешно выполнил свою задачу: по приказу бывшего к тому времени уже легендарным подполковника Лорда «Шимми» Ловата (Lord “Shimi” Lovat) 252 солдата, разделившись на две группы, высадились на берег в районе Варенжвиля (Varengevile), уничтожили немецкие артиллерийские позиции и, как и было предусмотрено планом, в 7 часов 30 минут, потеряв всего 11 бойцов, отошли назад.

 

К половине восьмого операция провалилась

 

К этому времени оба фланговых нападения на Пурвиль  и Пюи, а также основная высадка в Дьеппе уже закончились полным провалом. Десятиминутный заградительный огонь артиллерийских установок британских эскадренных миноносцев оказался неэффективным против расположенных в бункерах немецких пулеметных позиций – четырехдюймовые снаряды просто отскакивали от железобетонных конструкций. И атаки с бреющего полета 50 истребителей-бомбардировщиков «Hurricane» не смогли помешать защищающимся немцам открыть смертоносный огонь в момент высадки на берег первых канадских солдат.

 

На гравийном берегу Дьеппа примерно 1500 канадцев из обоих участвовавших в операции полков оказалась практически беззащитными перед огнем противника. В течение 90 минут потери личного состава убитыми и ранеными составили 80%. Кроме того, 30 впервые примененных здесь штурмовых танков типа Mk IV «Churchill» не смогли улучшить положение солдат – за редкими исключениями эти машины так и не смогли преодолеть береговую стену и оказаться на набережной. В половине восьмого утра «Операция Юбилей» окончательно провалилась.

 

Но прошло еще несколько часов, прежде чем сообщение об этом сражении было передано руководству третьего рейха. Только около 10 часов утра в ставку фюрера, расположенную в лесу вблизи украинского города Винница, поступила первая телеграмма из Франции. Но это сообщение показалось руководству вермахта недостаточно важным для того, чтобы ради этого стоило будить Гитлера.

 

«Высадили на берег больше одной дивизии»   

 

Еще спустя час о высадке неприятеля узнал наиболее информированный человек из ближайшего окружения фюрера – министр пропаганды Йозеф Геббельс. Причина была проста: он должен быть встать в четыре часа утра для того, чтобы успеть на самолет, отправлявшийся на Украину, так как Гитлер вызвал его туда для доклада.

 

Геббельс очень точно заметил, диктуя секретарю текст своих обычных ежедневных записей: «Британцы высадили на берег больше одной дивизии. Им не удалось создать где-нибудь своего рода плацдарм. Участие британских военно-воздушных сил было масштабным».

 

Тем не менее, этот пропагандист неверно оценил проведенную акцию: «Возможно, еще существует вероятность того, что они вообще начали эту операцию в районе Дьеппа, который представляет собой относительно незащищенный порт, только для того, что стянуть туда наши силы, а затем на следующий день или через день провести ночью масштабную попытку вторжения». Ничего подобного Луис Маунтбеттен не планировал – к такого рода операции Великобритания летом 1942 года была совершенно не готова.

 

Только 1450 солдат вернулись из боя

 

Вечером 19 августа 1942 года генеральные штабы с обеих сторон Ла-Манша подвели итоги своих действий. Из примерно 6200 участвовавших в проведении операции союзнических солдат в свои части вернулись только 1450 человек. Королевский военно-морской флот потерял 500 человек, а военно-воздушные силы – 153 человека, и это тяжелые потери. С немецкой стороны потери составили 600 человек, в том числе около половины убитыми. Генеральная репетиция вторжения закончилась катастрофическим провалом.

 

Тем не менее, обе стороны сделали совершенно противоположные выводы из боев в районе Дьеппа. Британским стратегам стало ясно, что предстоящее большое вторжение может быть успешно осуществлено только на побережье вдали от хорошо укрепленных портов. Поэтому британские инженеры в обстановке строгой секретности в течение нескольких месяцев работали над созданием мобильных портовых установок, которые позволили бы совершить высадку в любом месте. Кроме того, им стало ясно, что только массивный заградительный огонь корабельной артиллерии большого калибра, а также ковровые бомбардировки будут способны вывести из строя немецкие огневые точки в бункерах. 

 

В отличие от этого, Гитлер и Верховное главнокомандование вермахта пришли к выводу о том, что следующее наступление союзнических сил будет отбито немецкими военными. На этом основании они стали строить свою оборонительную тактику, и сконцентрировали усилия на укреплении береговой обороны в непосредственной близости от портов, прежде всего в районе Па-де-Кале.

 

Спустя 22 месяца стало ясно, кто сделал правильные выводы из «безумной операции в районе Дьеппа» (Геббельс): в Нормандии на относительно открытом берегу при поддержке десятка линкоров, а также сотен четырехмоторных бомбардировщиков высадились пять дивизий вместе с тремя парашютно-десантными дивизиями. В течение одного дня передовым частям удалось закрепиться на берегу. За британско-канадским поражением 19 августа 1942 года последовала англо-американская победа 6 июня 1944 года.