Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
В конце минувшей недели я увидела в новостной рассылке Facebook (news feed) фотографию молодого человека, издевающегося над котом. Он держал перепуганное, побитое животное за хвост и демонически улыбался в объектив фотокамеры.
Уже через несколько минут после того, как эта фотография появилась у меня на «стене», она с невероятной скоростью распространилась по просторам ивритского сегмента популярной социальной сети. Сотни пользователей опубликовали этот снимок, сопровождая его ругательствами и проклятиями в адрес того, кто фигурировал на нем. Один из пользователей подал официальную жалобу в полицию. Это не остановило поток проклятий и оскорблений. Фотография продолжала распространяться по Сети со скоростью звука. К следующему дню, я убеждена, почти не осталось ивритоговорящих пользователей Facebook, которые не видели бы эту жуткую фотографию и не знали бы, как зовут молодого человека, изображенного на ней.
Поступок молодого человека действительно заслуживает всяческого порицания, однако публичная травля, которую ему устроили тысячи пользователей Facebook, пугает и вызывает не меньшее неприятие. Кроме отвращения, которое вызывает просмотр этих невыносимых фотоснимков у любого нормального человека, который способен чувствовать и сострадать, серьезное беспокойство вызывает та легость, та свобода, с которой сетевая толпа устраивает самосуд, линч в отношении конкретного человека. Взрослые люди в интернете ведут себя, как подростки, не знающие моральных, этических и правовых границ. Пользователи Facebook живут в воображаемом мире, где они коронуют и низвергают в пропасть, выносят приговоры и казнят.
Facebook, действительно, напоминает социальную систему школьников-тинейджеров. Твой статус в этой социальной сети определяется количеством собранных тобой «друзей» и количеством «лайков», одобрительных знаков. Многие взрослые люди считают Facebook ненастоящим, искусственным миром, не имеющим ничего общего с реальной жизнью. Это - большое заблуждение. Подобное допущение не позволяет им трезво оценивать свое поведение в Facebook - в соответствии со шкалой ценностей, имеющей место в реальной жизни.
В таком мире, освобожденном от «взрослых» ценностей, правил и установок, можно делать все, что диктуют тебе твои темные, низменные инстинкты. Будто мы - не взрослые люди, отдающие себе отчет в своих поступках, умеющие анализировать свои действия и подвергать их критическому осмыслению, а импульсивные подростки, переживающие гормональные бури и не ведающие, что творят. Или, например, диктаторы, тираны, опьяненные собственной безграничной властью и безнаказанностью. Пользователи Facebook устроили полевой суд над молодым парнем, который издевался над несчастным животным. Вместо того, чтобы удовлетвориться подачей жалобы в полицию. С одной стоороны, мы используем колоссальную силу, которой располагаем в социальной сети с целью подчеркнуть, что мы - против издевательств над животными. С другой стороны, мы устраиваем варварское судилище над человеком, радуясь выпавшей на нашу долю возможности быстрой расправы.
Facebook - превосходный социальный инструмент, когда он используется в положительных целях. Он помогает нам в эффективном распространении культурной и деловой информации. Он предоставляет пользователям возможность самовыражения и является прекрасной формой психологической поддержки со стороны избранной группы. Когда этот инструмент используется в положительных целях, он может творить чудеса - находить пропавших людей или собирать пожертвования. Но не следует забывать, что эта мощь может быть задействована иным образом. Не стоит забывать, что Facebook - это не виртуальная игра, а часть реального мира.