Россия вот-вот вступит во Всемирную торговую организацию, а это означает, что ей придется понизить свои торговые барьеры, создав для российских компаний более конкурентную среду, чем прежде. Пойдет ли Россия после вступления по стопам Китая и добьется процветания, или же членство в новой для нее организации окажется непомерным бременем?
Ведущая Линда Вертхаймер (Linda Wertheimer): Это воскресный выпуск NPR News. Я - Линда Вертхаймер. В этот четверг Россия официально станет членом Всемирной торговой организации, и вступив в нее, она будет обязана играть по тем же торговым правилам, по каким играют Соединенные Штаты Америки и 154 остальные страны. Сторонники членства в ВТО говорят, что Россия станет более привлекательной страной для иностранных инвестиций, и это породит бум, подобный тому, что произошел в Китае, который вступил в ВТО десять с лишним лет назад. Однако аналитики предостерегают, что России придется преодолевать серьезные проблемы, в том числе - коррупцию и хроническую неэффективность, иначе ее предприятия потерпят крах в условиях иностранной конкуренции. Кори Флинтофф сообщает из Москвы.
Кори Флинтофф: Когда Россия официально станет членом ВТО, первые последствия можно будет увидеть в таких местах как «М.Видео» - крупной сети магазинов электроники. Она сопоставима с американской сетью Best Buy. Там вдоль стен стоят ряды работающих телевизоров с плоскими экранами, а вдоль проходов на полках сверкают кухонные приспособления. В этих магазинах торгуют в основном иностранными брендами, - такими, как Sony и Samsung. Товары стоят дорого, потому что российское правительство при их ввозе в страну взимает солидную пошлину. Эти пошлины помогают защищать российских производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами.
Читайте также: Вступление России в ВТО пойдет на пользу экономике
Крис Уифер (Chris Weafer): Но со следующего четверга «М.Видео» будет гораздо легче импортировать немецкие стиральные машины и японские телевизоры. Снижение пошлин приведет к тому, что компания сможет уменьшить цены на продукцию, выставленную на полках ее магазинов.
Кори Флинтофф: Это Крис Уифер, главный стратег российского инвестиционного банка «Тройка Диалог». Уифер предупреждает, что ближайшие последствия от вступления России в ВТО колоссальными не будут, если не считать скромного снижения некоторых потребительских цен. Дело в том, что пошлины и прочие торговые барьеры в России будут снижаться постепенно на протяжении восьми лет. По словам Уифера, первые значительные последствия можно будет ощутить примерно в 2015 году, когда протекционистские меры будут прекращены в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышленное производство и страховой бизнес.
Крис Уифер: Вот тогда российские компании, которые работают неэффективно, которые производят продукцию с высокими издержками и с низким качеством, столкнутся с более мощной конкуренцией со стороны импортных товаров. Последствия мы начнем наблюдать года через три.
Кори Флинтофф: В России много компаний, подходящих под это описание. Когда протекционистские меры будут отменены, они, а также создаваемые ими рабочие места окажутся в отчаянном положении. Эта проблема встанет особенно остро в тех местах, где сохранилась система, заложенная еще в советские времена. Тогда целые города занимались производством всего одного типа продукции. Их называют моногородами, и экономист Наталья Волчкова говорит, что в России таких городов - примерно 450. По ее словам, половина этих городов находятся в исключительно рискованном положении, потому что те предприятия, которые являются градообразующими, могут не выдержать иностранной конкуренции.
Наталья Волчкова: Безусловно, они понесут существенные потери, будет утрачено большое количество рабочих мест. В этих городах значительно вырастет безработица.
Смотрите по теме: История и функции Всемирной торговой организации
Кори Флинтофф: Волчкова - профессор Российской экономической школы, находящейся в Москве. Она говорит, что государству придется помогать рабочим пострадавших предприятий, организуя их переподготовку, обучение, а при необходимости и переезд. Оба аналитика говорят, что членство России в ВТО в перспективе создаст для иностранных инвесторов большие возможности. Крис Уифер считает, что российское правительство понимает необходимость создания современной сельскохозяйственной отрасли в новых условиях.
Крис Уифер: Вот тогда в России появится оптимальная прибыль. Сельское хозяйство - это новая нефть. Оно имеет огромное социальное, экономическое и политическое значение. Мне кажется, государство вложит в поддержку сельского хозяйства большие деньги, и там будет обширное иностранное участие.
Кори Флинтофф: Волчкова отмечает, что также появятся новые инвестиционные возможности в химическом производстве и в фармацевтической отрасли. Как думают экономисты, одна из причин, по которой президент Владимир Путин твердо намерен модернизировать сельское хозяйство и производственный сектор, состоит в том, что максимальную поддержку ему оказывают крестьяне и рабочие промышленных предприятий, находящихся за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Они считают, что государство не может допустить существенной безработицы в этих отраслях. Волчкова говорит о том, что для иностранных инвесторов в России сохраняются проблемы. Если российское правительство не решит проблему коррупции и собственной неэффективности, отмечает она, страна не увидит во всей полноте преимуществ от вступления во Всемирную торговую организацию.