Правосудие в путинском царстве работает без сбоев. Приговор по делу трех девушек из панк-группы Pussy Riot служит этому новым подтверждением.
Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич дали по два года колонии (так некогда называли ГУЛАГ, Главное управление исправительно-трудовых лагерей). В чем их преступление? 21 февраля они исполнили «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони» в московском Храме Христа Спасителя.
Этот собор (он также служит резиденцией московского патриархата) был заново отстроен в постсоветской России вместо разрушенного по приказу Сталина в 1931 году. В 1958 году Хрущев распорядился вырыть там крупнейший в мире бассейн. А все попытки построить на этом месте Дворец съездов окончились неудачей: фундамент постоянно проваливался в землю, как будто место было проклято.
Их нужно было осудить
Получается, что двойное богохульство Pussy Riot заслуживало наказания как со стороны мирских, так и духовных властей. Приговор Хамовнического суда Москвы оказался суровым. Девушек признали виновными в хулиганстве и разжигании религиозной ненависти.
Однако он мог быть еще жестче. Как следует из 3000-страничного обвинительного заключения, им грозило до семи лет лишения свободы. Прокурор потребовал для них три года. Председатель суда остановилась на двух.
Разумеется, ее должным образом проинструктировали. В путинском царстве разделения властей попросту не существует. Суды полностью зависят от политического руководства. И девушки должны были поплатиться за бунтарство. Стать примером. Патриархат и Кремль были солидарны друг с другом. Тем более что в момент возникновения этого дела население в большей степени поддерживало точку зрения властей.
Противники Владимира Путина, которые заявили о себе фальсификациями и нарушениями на парламентских выборах в декабре 2011 года и президентских выборов в марте этого года, долгое время хранили молчание. Может быть, они боялись быть непонятыми обществом, в котором влияние православия очень сильно: религия заполнила идеологический вакуум, образовавшийся после падения коммунизма.
Оппозиционеры начали действовать лишь с приближением судебного процесса, - когда несоответствие вины и наказания стало буквально бросаться в глаза.
Иллюзия демократии
Сам Путин предпочел остаться "в белом" и перед отлетом на Олимпийские игры в Лондон отметил, что с молодыми «преступницами» не следует обращаться слишком сурово. Все это – обычное дело в путинском царстве: глава государства принимает решение о судебном преследовании и дает рекомендации по приговору.
Православная церковь также попросила суд проявить «милосердие». Другими словами, не исключено, что Надежде, Марии и Екатерине не придется отсиживать весь срок.
Если все так и произойдет, то в стратегии Кремля можно выделить три момента: никакой терпимости к нарушителям спокойствия, подрывающим авторитет государства и/или церкви, поддерживающей его; судебное решение по указке власти; возможное снисхождение этой же самой власти, чтобы показать, что Россия – цивилизованная страна.
Такова суть путинской системы: жесткость при необходимости, сохранение имиджа по мере возможности. Таким образом она пытается выделиться на фоне остальных авторитарных режимов на нашей планете. Российский политолог Лилия Шевцова называет это имитацией демократии.
В 2008 году Владимир Путин решил соблюсти положения конституции и не выставил свою кандидатуру на третий подряд президентский срок. Форма нарушена не была. Однако он посадил вместо себя в президентское кресло верного ему Дмитрия Медведева, сохранив в своих руках реальную власть. По возвращении в Кремль он шаг за шагом разрушает те немногие «либеральные» реформы, которые по неосторожности начал Медведев.
Однако восстановлением статус-кво он не ограничился. В лучших коммунистических традициях он заставил отменить реформы того, кто их предложил. Перешедший в премьер-министры Медведев был унижен и подорвал доверие к себе.
Ни малейшего признака слабости
Ему было поручено ужесточить надзор за НКО. Те из них, что получают финансирование из-за границы, были приравнены к иностранным «агентам». Дума недавно приняла целую серию законов, которые ограничивают свободу слова и расширяют понятие клеветы, а также выстраивают «черный список» интернет-сайтов.
Закон о собраниях сделали заметно жестче, чтобы тем самым попытаться помешать оппозиционерам выйти на улицы, как они уже сделали в начале этого года. По решению суда на проведение гей-парадов в России был наложен запрет сроком на… 100 лет.
Реформа закона о политических партиях и избирательного законодательства (например, возвращение к губернаторским выборам), которые пообещали власти, чтобы умерить пыл оппозиционеров, были лишены своего смысла.
После возвращения Путина в Кремль весной этого года он крепко взял страну в свои руки. Если у отставного полковника КГБ и были намерения несколько разжать тиски, зимние демонстрации и арабская весна (на фоне цветных революций в бывших советских республиках в начале 2000-х годов), убедили его, что малейший признак слабости – это конец.