В Иране хорошо известна притча о том, как одна ворона хотела научиться походке куропатки, а в результате вообще разучилась ходить. Какова мораль этой притчи? Еще есть такая мудрость: «Если не хочешь опозориться, будь таким, как все люди». Пример Турции, страны с западной культурой и мусульманским населением, полностью подтверждает истинность этого высказывания. Это государство для того, чтобы его приняли в Европейский союз, первым манифестом сделало свое отделение от Азии, крупнейшего континента в мире. Стремясь быть принятой в число западных стран, Турция настолько трансформировала свои духовные принципы, что религиозная практика и убеждения ее народа, особенно - молодежи, перестали быть похожими как на мусульманскую модель, так и на европейскую.
Во внешней политике Турция, вроде бы, печется об угнетенном населении Сектора Газа и направляет ему в помощь «корабль свободы» с гуманитарным грузом на борту. Однако в большой политике она отстаивает интересы Израиля и Америки! Совсем недавно в отношении сирийского кризиса мы были свидетелям того, как Турция проявила непоследовательность и поддержала Америку и Израиль.
Читайте также: Россия в исламском мире
Создается впечатление, что при подобных политических решениях и подходе турецкого руководства и политиков к другим мусульманским народам, основам ислама и приверженности ему или даже благородству как особенной черте мусульман - не стоит сильно удивляться тому, что в этой стране в разных ритуалах, церемониях и теоретических взглядах, касающихся религии и мусульманских традиций, можно наблюдать чужеродные элементы.
В качестве примера можно привести присутствие в мечетях для тайной беседы с Господом молодых девушек, одетых не по мусульманской норме, обещания одержать победу на конкурсе манекенщиц или коллективные молитвы в телевизионных программах, чтобы иметь успех на дискотеке! К этому можно прибавить и проведение обычая вечернего разговения в месяц религиозного поста при совместной трапезе мужчин и женщин, не соблюдающих хиджаб как норму мусульманской одежды, и много другое.
На наш взгляд, самой большой проблемой для Турции является использование западной модели для своей модернизации! Модели, в которой, помимо замены алфавита на латиницу, подвергаются трансформации язык и понимание турецким народом религиозных принципов. Ее использование оправдывается стремлением занять место в ряду развитых стран!
Если задуматься, чем обусловлено стремление турецкого народа к исламу, мы поймем, почему поведение этих людей перестало согласовываться с истинным исламом, а их исламизм кажется странным и негармоничным, особенно - во взглядах на роль женщины.
Также по теме: Шииты и исламиты могут создать империю в Аравии
Исламизм турецкого народа, который привел к победе премьер-министра страны Эрдогана, обусловлен желанием разных слоев общества изменить модель руководства под названием «Государство и народ», введенную еще Кемалем Ататюрком. Эта модель основывалась на замене религиозных чувств национализмом и, кроме таких преимуществ, как уменьшение дискриминации между шиитами и суннитами, самоидентификация шиитов в турецком обществе и увеличения мощи Турции из-за отношения самого Ататюрка к военным кругам, породила проблемы для некоторых общественных групп.
Эти группы чувствовали опасность от развития кемализма. К ним относились мусульмане среднего класса, курды и социально ущемленные категории граждан, которые перебирались из деревень в городские окраины и жили в трущобах без воды и электричества, оставаясь в стороне от проводимой государством политики. Эти три группы – беднота, курды и мусульмане среднего класса – поддержали мусульманскую политику Турции. При этом важно учесть, что поддержка курдами мусульманской политики не была следствием религиозной тенденции. Они поддержали ее из-за того, что она была направлена против кемализма и турецкого национализма.
Теперь же мы можем заключить, что исламизм турецкого народа имел целью не установление исламского правления, а решение некоторых классовых, экономических и социальных проблем.
Однако нынешнее правительство - псевдоисламское! Оно не только не решило имевшиеся проблемы, но и породило новые. Можно утверждать, что правительство Эрдогана сделало очень мало в решении главных проблем курдов и режима, оставшегося после кемалистов, которые считали примирение с курдским меньшинством предательством государственных интересов. В Турции все еще господствует убеждение кемалистов о том, что курды должны иметь как можно меньше прав.
Читайте также: Существует ли вообще «мусульманский мир»?
Однако наша тема далека от проблем турецких курдов и внутреннего строя этой страны. Самая важная проблема Турции касается взаимоотношения между религией и политикой. Хотя кемалисты и ратуют за секуляризм и отделение религии от политики, на деле такого отделения не существует.
Кемализм, по своей сути, антирелигиозен. Сам Ататюрк публично употреблял спиртное, выражая тем самым свою оппозицию религии. На сегодняшний день религия в Турции является инструментом в руках власти, которая всячески ее контролирует. В этой стране религия как институт принадлежит государству. Поэтому мусульмане среднего класса отделяют себя от турецкого правительства и признают не государственную модель ислама, а ту, которую сами считают нужной. Этому мы обязаны сохранением некоторых внешних атрибутов ислама народом Турции.
В будущем перед этой страной встанет большая проблема создать такой государственный строй, чтобы правительство не пользовалось флагом религии, но и сама религия не контролировалась правительством. Вероятно, это не может считаться верным примером религиозного правительства, однако поскольку турецкий народ лишен продолжительной во времени исламской мысли и поддержки религиозных авторитетов, можно предположить, что его чаяния выведут его на этот путь в самое ближайшее время.
Конечно, полностью нельзя отрицать влияние религии на турецкое правление. Однако ввиду того, что ислам не признается объединяющим фактором для народов разных культур этой страны, поведенческий стереотип турков лишен высоконравственных образцов, а сами они не могут быть образцом для других народов.
Перевод Тарасовой Светланы.